В Исламе предусмотрено строгое соблюдение прав детей. Все обязательства по соблюдению их прав возложены в качестве долга на родителей или близких родственников, на общество, в котором они живут. Исполнение этих прав является ваджибом и следование этому обязательно.
Обязательства родителей перед детьми делятся на следующие периоды: обязательства до их появления (зачатия), в период беременности и после рождения.
Обязательства до зачатия ребенка:
1. Обязательство избрания достойных родителей.
Согласно учению шариата, обязательства родителей перед детьми начинаются еще при выборе спутника жизни — до создания семьи. Каждый человек обязан выбрать достойного отца или мать для своего ребенка.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Делайте хороший выбор для своего семени. Женитесь на равных и жените на таких».
Передал Ибн Маджа.
В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, обращаясь к будущим родителям, велит им выбирать достойного отца и мать для своих будущих детей. Отсюда выходит, что мусульмане должны думать не только о своей выгоде, но думать о ребенке тоже и остановить свой выбор на достойном отце или матери своего будущего ребенка. Каждый человек должен позаботиться о ребенке, который появится от него и его супруги. Потому что истинно то, что через наследственность к ребенку могут перейти качества и характер отца и матери. Поэтому нужно выбирать полноценного, совершенного родителя, как с духовной, так и с физической стороны, дабы, когда ребенок вырастет, он мог гордиться своими родными, их всесторонне совершенными качествами.
2. Возносить молитвы Всевышнему Аллаху и просить Его о праведном ребенке.
Так делали пророки Всевышнего Аллаха.
Всевышний Аллах в суре «Āли Имран» смилостивился сказать следующее:
«Тогда взмолился Закарийа своему Господу и сказал: “Господь мой! Даруй мне от Себя потомство благое! Поистине, Ты — Слышащий Молитвы!”» (аят 38).
Поэтому жениху и невесте постоянно нужно возносить молитвы, прося у Всевышнего Аллаха праведного ребенка. Это очень важно.
Права ребенка в период беременности.
3. Родители должны постоянствовать в вознесении молитв, прося у Всевышнего Аллаха праведного ребенка.
Даже после того, как Всевышний Аллах окажет свое благоволение и щедрость, и ребенок появится в виде зародыша в утробе матери, его родителям нужно продолжать молиться, чтобы он стал праведным ребенком. В сущности, это дошло до нас от наших прародителей Адама и Хаввы.
Всевышний Аллах в суре «Аъраф» смилостивился сказать следующее:
«Он — Тот, Который сотворил вас из одной души [Адама] и сделал из нее [души Адама] пару [жену] ее, чтобы она [душа Адама] обрела покой в ней. Когда же он [Адам] покрыл ее [Хавву], она понесла легкую ношу и шла с ней. Когда же отяжелела [от бремени], оба взмолились Аллаху, своему Господу: “Если Ты дашь нам праведного [потомка], непременно мы будем из благодарных!”» (аят 189).
По прошествии времени плод увеличивается и мать тяжелеет. Приближается время родов. К этому времени у отца и у матери усиливаются природные чувства, у них появляются грезы, надежды. Они мечтают, чтобы их ребенок был здоровым, полноценным и стал из праведников. Также у них есть опасение насчет благополучного разрешения матери от бремени. В момент чаяний, надежд и одновременно опасений человек взывает с мольбой к своему Господу:
«Если Ты дашь нам праведного [потомка], непременно мы будем из благодарных!»
Современная наука тоже подтвердила чрезвычайную пользу и важность молитв Всевышнему Аллаху, вознесенных до и после беременности родителями.
Ученые, исследующие наследственность, рассказали, что найдена причина, по которой люди становятся более безжалостными, злыми, а между членами семьи исчезает взаимоуважение и почтение. По их словам, главной проблемой этих неприятностей является рождение нежеланного ребенка.
Дети, рожденные вследствие прелюбодеяния, менее чувствительны и восприимчивы к жизни, более озлобленные и жестокие. Само собой разумеется, что душевное состояние родителей, не желающих рожать ребенка, передается и появившемуся от них плоду. Находясь в утробе матери, ребенок неизбежно становится объектом негативного душевного состояния своих родителей.
Именно поэтому в нашем религиозном учении существует утверждение о необходимости жениху и невесте возносить постоянные и продолжительные молитвы Всевышнему Аллаху, прося у Него праведных детей.
4. Обеспечение хорошего развития плода без физических и душевных утомлений.
В шариате придается большое значение вопросу недопущения физического и душевного утомления матери для всестороннего развития ее плода. Придание этому вопросу важности достигло такой степени, что в шариат введено положение, согласно которому беременной женщине разрешается не соблюдать даже пост, установленный Аллахом как фард и являющийся одним из столпов Ислама. Женщина должна будет возместить пропущенный пост после. Потому что если беременная женщина станет соблюдать пост, то ее утомление может передасться плоду. Во избежание утомления плода, матери разрешается не соблюдать пост.
Передается от Анаса ибн Малика Каъби радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, Аллах простил: путнику — пост и половину намаза, беременной и кормящей грудью женщине — пост».
Передали пятеро.
Известно, что в Исламе на человека не возлагается то, что выше его возможностей. В том числе и в вопросе поста. В этом смысле Всевышний Аллах дозволил не блюсти пост престарелым людям, для которых соблюдение поста является чрезвычайно затруднительным.
В этом хадисе речь идет о допустимости не соблюдать пост и быть в разговении путникам, а также беременным женщинам, если они боятся нанести вред здоровью плода.
По ханафитскому мазхабу женщины этой категории впоследствии должны будут возместить пропущенный пост. Беременные женщины схожи с временно больными. После родов и завершения кормления ребенка грудью, у них снова появится возможность поститься.
В исламском шариате преступление, направленное против плода, расценивается как преступление против полноценного человека.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«За выкидыш одной женщины из племени Бани Лахйан Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вынес решение выплатить цену одного раба или рабыни. Затем женщина, в отношении которой было вынесено решение выплатить эту стоимость (раба или рабыни), умерла. Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам вынес решение о распределении ее наследства ее детям и мужу, а дийу[1] возложил на ее асабу (на ее родственников-мужчин).
Передали оба шейха и Тирмизи.
Передается от него же:
«Две женщины-хузайлитки подрались. Одна из них, ударив камнем вторую, убила и ее, и ее ребенка в ее утробе. Затем, озлобленные, (люди) пришли к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тогда он саллаллаху алайхи васаллам вынес решение о том, что отступными (платой за отнятую жизнь) за плод будут один мужчина раб или женщина рабыня, а отступные за саму убитую женщину будут на мужской стороне отца преступницы. Он сказал, что наследство умершей останется ее детям и другим ее наследникам.
Хамал ибн Набига ал-Хузали сказал:
— О Посланник Аллаха, как я буду платить отступные за существо, которое не ело, не пило, не говорило речь и не издавало голоса? Кровь подобных ему будет проливаться.
Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Воистину, вот этот является одним из братьев кахинов (ворожеев)!»
Оба хадиса передали пятеро.
Всем известно, что в исламском шариате категорически запрещается делать аборты. Потому что плод воспринимается как полноценный человек. Это деяние, то есть удаление плода, приравнивается к погребению заживо девочек во времена джахилийи. Только в исключительных случаях разрешается делать аборты.
[1] Дийа (دية) — кровные отступные; компенсация в виде имущества, даваемая за совершенное убийство близким убитого.