В истории Ислама есть случаи, когда одна лишь сватовская связь принесла изобилие и добро целому народу или племени, стало причиной освобождения их от плена. Разрешите привести только один пример.
Среди пленниц, попавших в плен к мусульманам во время битвы Бани Мусталак, была и молодая женщина по имени Барра, дочь Хариса ибн Абу Зирара, предводителя племени Бани Мусталак. Будучи дочерью родоначальника, она выросла воспитанной и осведомленной обо всем. Еще в раннем возрасте она была выдана замуж за одного из известных юношей племени Хузаъа, Мусафиъа ибн Сафвана. Среди десятерых погибших в битве с мусульманами был и ее муж.
Стали распределять пленных и трофеев среди сподвижников. Барра бинт Харис выпала на долю сподвижника Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса радияллаху анху. Барра бинт Харис, выросшая в большой семье, была к тому же предприимчивой и рассудительной. Проведя переговоры с Сабитом ибн Кайсом ибн Шаммасом радияллаху анху, она договорилась получить свободу за девять увкий золота.
После этого Барра бинт Харис начала искать оговоренное количество золота. Она хорошо знала, как поступить для того, чтобы достичь цели. Поэтому без всяких сомнений прямиком пошла к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказала:
— О Посланник Аллаха, я — мусульманка. Я произнесла “Лаа илааха иллаллах” и засвидетельствовала, что Вы — Посланник Аллаха. Я дочь вождя своего племени, Хариса. На мою голову обрушилось небезызвестное Вам горе. Я выпала на долю Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса. Он заключил со мной соглашение, на выполнение которого у меня не хватит ни терпения, ни рук, ни сил. Это 9 увкий золота. Согласиться на это меня побудила надежда на Вас. Да будут Вам благословления Аллаха! Я пришла к Вам просить о помощи в исполнении заключенного мною договора.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Хочешь знать, что будет лучше, чем это?
— Что же это, о Посланник Аллаха?
— Я исполню твой договор и женюсь на тебе, — сказал он (саллаллаху алайхи васаллам).
— Хорошо, о Посланник Аллаха! — сказала она.
— Да будет так, — сказал он (саллаллаху алайхи васаллам).
Может возникнуть вопрос: Как же такое могло случиться? В действительности то, что произошло, не укладывается в голове. Этот разговор происходит между представителями двух противоположных сторон, которые еще вчера сошлись между собой в кровопролитной битве. Какая женщина может по одному слову предводителя вражеской стороны, днем раньше убившей ее мужа, согласиться выйти за него замуж?!
К тому же все оставшиеся в живых члены племени взяты в плен и распределены между победителями!
И ко всему прочему эта женщина является дочерью самого почтенного человека своего племени, то есть благородного происхождения!
Такому поступку Барры бинт Хариса была своя причина. Эту причину, кроме нее, знал только Сам Творец.
Чтобы узнать эту причину, приведем хадис, переданный от нее самой имамом Байхаки:
«За три ночи до прихода Пророка саллаллаху алайхи васаллам я во сне увидела, как с Ясриба ко мне приплыла луна и упала ко мне в объятия. Я не захотела рассказывать об этом никому. После того, как я попала в плен, я мечтала о том, чтобы мой сон сбылся. Тогда он (саллаллаху алайхи васаллам) освободил меня и взял меня в жены».
Вот значит, в чем дело. Все было ясно заранее. Вот почему при первом обращении к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам Барра бинт Харис сказала:
«О Посланник Аллаха, я — мусульманка. Я произнесла “Лаа илааха иллаллах” и засвидетельствовала, что Вы — Посланник Аллаха».
Теперь понятен поступок Барры бинт Хариса. Однако как расценивать поступок Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам? Он саллаллаху алайхи васаллам был самым великодушным человеком на свете и всегда помог бы женщине, попросившей о помощи. Неужели нельзя было отдать деньги без условий? Интересно, почему вместе с оплатой средств, указанных в договоре, он саллаллаху алайхи васаллам сказал и о женитьбе?
Такому поступку у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам тоже была причина. Эту причину, кроме него саллаллаху алайхи васаллам, знал только Сам Творец.
Для того, чтобы узнать эту причину, нужно изучить хадис, переданный имамом Бухари от матери правоверных Аиши радияллаху анха:
«Эта новость распространилась среди людей. Они говорили: “Как можно держать в плену людей, которые являются сватами Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?”. После этого они освободили всех находившихся у них людей, плененных в Мусталаке. Их число достигло ста человек, относящихся к ахлул байту . Это произошло благодаря тому, что он женился на ней. Я не знаю другую женщину, которая была бы более благодатной для своего народа, чем она. Это было после его (саллаллаху алайхи васаллам) возвращения с газата Мурайсиъ».
Да, теперь все стало понятно. Оказалось, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам хотел освободить все племя от рабства путем женитьбы на дочери руководителя племени Бану Мусталак. Оказалось, что он саллаллаху алайхи васаллам хотел вывести целое племя из состояния утраты к состоянию обретения, из плена к свободе, отвратить от неверия и привести к ийману. Эта женитьба, как и другие никахи Пророка саллаллаху алайхи васаллам, оказалась полной мудростей.
После распространения новости о том, что он алайхиссалам женился на Барре бинт Харис, сподвижники освободили все племя от рабства не по приказу, а добровольно. Благодаря женитьбе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам на Барре бинт Харис все ее племя, освобожденное от рабства, приняло Ислам. Эта его женитьба обернулась добром поверх добра, благодатью поверх благодати. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам изменил имя новоиспеченной матери верующих с Барры на Джувайрийу. Наши улемы, тщательно изучившие и проанализировавшие упомянутые выше и другие аргументы и доказательства, утверждают, что праведные мусульмане должны придавать особое значение сватовским связям. Один из ханафитских улемов Бадруддин Айни рахматуллахи алайхи в своей книге «Умдатул кари» — пояснения к сборнику «Сахих» имама Бухари, описывает силатур рахм — поддержание родственных уз следующим образом: «Силатур рахм состоит из оказания добра родственникам, а также и сватам. Это проявляется путем оказания благоволения, оказания милосердия, тем, что справляются о них, даже если они отдалены и совершают зло».
Один из великих улемов Ибн Касир сказал:
«Силатур рахм — это оказание добра, милосердия, проявления мягкости и того, что справляются о состоянии близких по родственным и сватовским связям, даже если они отдалились и совершают зло. Прерывание силатур рахм противоречит вышесказанному. Есть выражение “связал силатур рахм”. В этом понимается сплочение родственных и сватовских связей посредством оказания им добра».
Упоминание здесь сватов наравне с родственниками достойно особого внимания. У нас практически не встречается понимания того, что оказание добра сватам является «силатур рахм».
Если раньше мы этого не знали, то теперь знаем. И нам нужно следовать тому, что мы знаем. Сватов и людей, связанных с нами посредством сватовства, нам следует принимать как «родственников» и считать своей обязанностью поддерживать с ними силатур рахм.
Также жених и невеста (муж и жена) должны принимать родителей и родственников друг друга как своих родителей и родственников, чтить их как полагается, и проявлять рвение в получении их довольства. Также тестю, теще, свекру и свекрови следует принимать своих зятьев и невесток как своих детей. Безусловно, всем родственникам необходимо поступать так в отношениях друг с другом.
Вот тогда можно удостоиться увеличения тесного взаимного сотрудничества среди членов общества посредством превращения родов, народов и племен в родственников, что является одной из величайших целей никаха.
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф