В упомянутом выше вопросе улемы ханафитского мазхаба не ограничивались только дискуссией и опровержением аргументов противоположной стороны. Они также приводили доказательства для подтверждения своих положений по шариату. Ниже представляем вашему вниманию часть приведенных ими аргументов.
Первый аргумент:
Передается от Джабира ибн Самуры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышел к нам и сказал: «Почему я вижу, как вы поднимаете ваши руки, словно хвост необузданной лошади? В намазе стойте спокойно».
Передал Муслим.
Известно, что когда намаз только-только стал фардом, он не был таким полноценным, как теперь. В некоторых случаях допускались негромкие голоса или движения. Допускавших такие действия людей Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам воспитывал постепенно, поправляя их ошибки. Об этом в книгах хадисов приведено множество преданий. Из вышеприведенного хадиса можно уяснить, что анализируемый нами вопрос о поднятии рук перед и после рукуъ существовал и раньше, а затем это положение было отменено. Когда сахабии, остававшиеся в неведении по поводу отмены и несоблюдаемости этого положения, как и прежде стали в намазе поднимать руки при совершении рукуъ и после него, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам увидел их из своей кельи. После этого он саллаллаху алайхи васаллам вышел к людям и сказал слова, приводимые в этом хадисе.
Второй аргумент:
Передается от Алкамы радияллаху анху:
«Абдуллах ибн Масъуд сказал: «Показать вам, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал намаз?». Так он совершил намаз и не поднимал рук, кроме как первый раз».
Передал Тирмизи.
Само собой разумеется, такие дела, выполненные после предварительного предупреждения людей, исполняются с большой точностью. А кем являлся Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху нам всем хорошо известно. Он был сподвижником, всегда находившимся рядом с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в период его пророческой миссии, сподвижником, обладавшим великим знанием и передавшим множество хадисов.
Хадис с таким же содержанием передал также имам Насаи.
Третий аргумент:
Передается от Асвада радияллаху анху:
«Я видел, как Умар ибн Хаттаб поднял обе руки в первом такбире, а потом не поднимал».
Передал Тахави.
Четвертый аргумент:
Передается от Асвада радияллаху анху:
«Я совершил намаз за Умаром ибн Хаттабом. Так он не поднял рук, кроме как перед началом намаза. Абдулмалик сказал: "И я видел, как Шаъби, Ибрахим и Абу Исхак не поднимали рук, кроме как при начинании намаза"».
Передал Ибн Абу Шайба.
Пятый аргумент:
Передает от Ибн Масъуда:
«Я совершал намаз за Пророком саллаллаху алайхи васаллам, за Абу Бакром, за Умаром. Они не поднимали рук, кроме как в начале намаза».
Передал имам Байхаки.
Шестой аргумент:
Передается от Абу Бакра ибн Айяша:
«Я совсем не видел ни одного факиха, поднимавшего руки в других [случаях], кроме как при первом такбире».
Передал Тахави.
Седьмой аргумент:
Намаз – это важный и великий ибадат, который совершается на виду у всех, пять раз каждый день. С особым вниманием множество мусульман на протяжении многих лет наблюдали, изучали каждый намаз Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. И само высказывание различных мнений относительно такой изученной сферы – «поднимаются ли руки или не поднимаются перед и после совершением рукуъ?» – порождает сомнение в отношении этого дела. А это указывает на то, что действия ханафитов верны.
Восьмой аргумент:
Ханафиты хорошо знают, что о поднимании рук перед и после рукуъ передано много хадисов, что они достоверны и, судя по некоторым сведениям, переданы от пятидесяти сподвижников. И все же, несмотря на это, они отмечают, что они могли быть и отменены (мансух). Ибо всем известно, что невозможно считаться с мансух хадисом, вне зависимости от силы или слабости его передачи, либо в зависимости от многочисленности его передач или малого их количества. Сколь бы ни был силен хадис, он не может по силе сравниться с аятом. Между тем хорошо известно, что некоторые аяты Священного Куръана стали мансухом.
Девятый аргумент:
Для представления рационального доказательства по обсуждаемому вопросу улемы ханафитского мазхаба на время откажутся от своих аргументов о насхе (отмене) положения с подниманием рук. Предположим, что положение не стало мансухом, как говорят они. В таком случае, согласно общему правилу, когда значения хадисов по одному положению противоречат друг другу, за основу берется то деяние, которое соблюдали сподвижники. Но если и действия сподвижников окажутся противоречивыми, то потребуется вернуться к кийасу (сопоставление)[1]. Если потребуется возврат к кийасу и в этом случае, то подлинно в намазе существует требование к сохранению неподвижности, недопущению лишних движений. Поднятие рук внутри намаза излишнее действие. Поднятие рук при такбирул ихрам не является поднятием внутри намаза, а есть действие в его начале.
Здесь мы просим позволения уважаемого читателя на этом завершить представление аргументов. Если бы мы стали приводить и остальные аргументы и доказательства, наш разговор сделался бы очень длинным. Лучше мы перейдем к заключению.
[1] Кийас () – досл. «сравнение», «сопоставление»; решение вновь появившегося вопроса посредством сопоставления с существующими в Куръане и Сунне положениями.
Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.