Шариат обязывает жениха посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься, чтобы у него было ясное представление о его будущей жене, матери его детей и спутнице жизни. Это необходимо и для того, чтобы женщина познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать ее мужем, благодаря чему между ними установятся любовь и согласие.
Сообщается, что Абу Хурайра радияллаху анху, сказал: «Когда один человек женился на женщине из числа ансаров, Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил его: "Взглянул ли ты на нее?" Тот ответил: "Нет". Тогда Пророк велел: "Так пойди и посмотри на нее, ведь в глазах ансаров есть нечто"».
Передают со слов ал-Мугиры бин Шуъбы радияллаху анху, что когда он начал свататься к одной женщине, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал ему: «Посмотри на нее, ибо это в наибольшей степени будет способствовать возникновению любви между вами».
Мужчина может посмотреть на женщину, к которой он сватается, независимо от того, даст она на это свое разрешение или нет. Указанием на это служит хадис, передаваемый со слов Джабира б. Абдуллаха, радияллаху анху, который сказал:
«Посланник саллаллаху алайхи васаллам Аллаха сказал: "Если кто-нибудь из вас будет свататься к какой-нибудь женщине и сможет посмотреть на ту, которой он предлагает вступить в брак, пусть (так и) сделает". И когда я решил посвататься к одной женщине, то выжидал, пока не увидел в ней того, что побудило меня жениться на ней, что я и сделал» (Абу Дауд).
Мужчина может неоднократно смотреть на женщину, к которой он сватается, и думать о ее красоте, пусть даже и под воздействием страсти, так как иного пути к достижению его цели не существует. Однако ему дозволено смотреть только на ее лицо и кисти рук, поскольку смотреть на постороннюю женщину разрешается в силу необходимости, чему есть свои пределы. По лицу можно судить о красоте женщины, а по кистям рук – о ее плодовитости и цвете ее кожи.
Такого мнения придерживается большинство улемов, однако имам Ахмад и ал-Аузаъи считают, что мужчина, который сватается к женшине, может увидеть ее в том виде, в котором она появляется перед членами своей семьи дома, иначе говоря, увидеть ее шею, руки и ступни. Указанием на это может служить то, что Пророку саллаллаху алайхи васаллам, который в подобных случаях разрешал смотреть на женщину, даже если она об этом не знает, было известно, что он разрешает смотреть на все, что обычно остается открытым для взоров.
Из книги
“Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”