А. Определение
Сунна, соответствующая в языке таким понятиям, как обычай, путь, образ жизни (сира), в ‘ильм аль-Фикх (юриспруденции) и в ‘ильм Усуль аль-Фикх (основы теории и методологии) имеет различные опреде ления. Некоторые правоведы (факихи) под сунной подразумевают дополнительную культовую практику (нâфиле), выходящую за пределыфарда и вâджиба, одновременно другие этим термином называют и допускаемую (мандуб) правовую практику. Например, два утренних рак’атамолитвы, выполняемые перед фардом, являются сунной. Так же считаетсясунной и допустимым (мандуб) письменное подтверждение тор говой сделки, совершаемой в кредит.
Законоведы считают, что сунной являются слова, действия и решения (одобрение) Пророка Мухам мада, (мир ему и благословение Аллаха).
Б. Сунна как источник законотворчества
Все исламоведы признают, что Сунна является первым после Корана источником законотворчества, и в качестве доказательства этому приводят некоторые аяты и хадисы. В дополнение к этому, они утверждают, чтоиджмâ’ (согласие) и рационалистические (’акли) доводы также указывают на Сунну как источник зако нотворчества. Здесь следует привести некоторые аяты и хадисы, указывающие на то, что Сунна является источником законотворчества, а так же дать краткое пояснение иджмâ’ и рационалистических доводов от носительно этого.
1. Аяты
1. Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), будучи послан в качестве примера для лю дей, в отличие от них, находился под Божественным контролем. Возможно, не будь с ним постоянно Божественного контроля и помощи, как человек, он мог бы впасть в заблуждение. Но человек, у которого имеется много ошибок, не может быть признан образцом для других. Это на самом деле подсказывает здравый смысл и подтверждается аятами. Так аят: “И не говорит он, побуждаемый страстями. Это только откро вение, которое ниспослано”[2] показывает, что то, о чем говорит Пророк Мухаммад, (мир ему и благослове ние Аллаха), основано на откровении.
2. Коран доверил миссию толкования аятов Пророку, что подтверждается в следующем аяте: “И от крыли Мы тебе Напоминание, дабы мог ты объяснить людям то, что ниспослано им”[3]
3. В Коране большое количество аятов свидетельствуют об обязательности (фард) соответствия Сунне и подчинения Пророку. Такие указания в Коране выполнены разными способами и выразительными средст вами. Например, Коран предписывает: “Кто повинуется Посланнику, воистину, он повинуется Ал лаху”[4]
4. Сунна является посланием, возвещенным Пророком от Господа его. Аллах следующим образом предписывает передачу послания: “О Посланец, передай то, что было открыто тебе от Господа твоего; если ты не сделаешь (этого), то не передал ты послания Его”[5]. ПосколькуСунна входит в послание, возвещенное Пророком нашим, почитаниеСунны означает то же, что и повиновение Аллаху.
5. Тексты Корана открыто проявляют веру в Посланника. Например, в одном из аятов предписывается следующее: “Так веруйте в Аллаха и Посланника Его, пророка, не ведающего письма и чтения (умми)”[6].
Таким образом, Сунна является аргументом, подтвержденным в аятах Корана.
2. Хадисы
Следующие хадисы указывают на то, что Сунна является источником законотворчества:
1. «Мне был передан Коран и вместе с ним подобие его – Сунна. Недалеко то время, когда некто пресыщенный, развалясь в кресле, скажет: "Вам достаточно этого Корана; что в нем найдете дозво ленным (халâл) примите как дозволенное, что в нем найдете запретным (харам) знайте, что оно за претно". Хорошо запомните, запрещенное Посланником Аллаха равносильно тому, что запрещено Аллахом...»[7].
2. Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спр осил Му’âза бин Джабаля: «О Му’âз, ко гда к тебе поступит жалоба как ты будешь принимать решение?». Му’âз бин Джабал ответил: «Я буду принимать решение, исходя из того, что найду в Книге Аллаха». Пророк Мухаммад, (мир ему и благослове ние Аллаха), спросил: «Если там не найдешь решения?». Му’âз ответил: «Я буду принимать решение на основе Сунны Пророка». Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), был очень доволен таким ответом Му’âза и восславил Аллаха.
3. «Я оставляю вам две вещи, придерживаясь которых вы никогда не собьетесь с истинного пути, - это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка»[8].
Эти хадисы ясно показывают, что Сунна является источником законотворчества.
3. Практика сподвижников и иджмâ’
Сподвижники по каждому вопросу действовали согласно СуннеПророка, (мир ему и благословение Аллаха). Издавая фетву и принимая решение они, после Корана, обращались к Сунне.
4. Рационалистические (’акли) доводы
Как отмечалось выше, большое количество аятов в Коране выдвигают идею обязательности (фард) по виновения Посланнику Аллаха. Это является необходимой частью Ислама и веры. Без этого не может быть речи ни об Исламе, ни о вере. Повиновение же Посланнику Аллаха означает ни что иное, как поступать со гласно его Сунне.
В. Место Сунны в законотворчестве
В исламском праве Сунна является вторым источником и в законотворчестве идет вслед за Кораном. С точки зрения разъяснения норм Сунна является вспомогательным средством и дополнением к Корану. Одно временно Сунна может предложить некоторые положения, отсутствующие в Коране. Место Сунны в законо творчестве можно кратко обозначить тремя определениями:
1. Сунна – разъясняет неясные и сжато изложенные места, выделяет общезначимые положения. По мнению большинства факихов, дает определение отменяющему (нâсих) и отменяемому (мансух).
2. Сунна – разъясняет и дополняет положения сюжетов достоверного коранического происхождения.
3. Сунна – разъясняет часть положений, отсутствующих в Коране.
В качестве примера для первого определения можно привести молитву (салят) и налог в пользу нуж дающихся (закят). Хадис “Нельзя совершать никах одновременно на тетках жены по отцовской и материнской линии, на дочерях сестер и братьев жены”[9] выделяет аят “И законны для вас (все женщины), кроме этих...”[10].
Как пример для второго определения, можно напомнить клятвенное заверение о невинности (ли’âн)[11]. В Коране этот термин объяснен подробно.
Сунна также требует, чтобы после клятвенного заверения супруги оформили развод окончательно.
В качестве примера того, что Сунна непосредственно выдвигает положение, которое делает ее источ ником права в тех случаях, когда Коран об этом умалчивает, можно привести следующее: молочное родство, запрет или нежелательность шелковых одеяний для мужчин, молитва витр, необходимость искупления за нарушение поста в месяц рамадан.
[1] Подробно об этом см. Mustafa Sibâi, "es-Sünneh ve Mekânetüha fi't-teşri’l-İslâmi", Beyrut, 1978.
[2] "Ан-Наджм", 3-4.
[3] "Ан-Нахл", 44.
[4] "Ан-Нисâ", 59.
[5] "Аль-Мâида", 67.
[6] "Аль-А’рâф", 158.
[7] el-Hatib et-Tebrizi, "Mişkat", I, 57; см. Ebu Dâvud, "Sünne", 5.
[8] "Muvatta", "Kâder", 3.
[9] Buhari, "Nikâh", 27.
[10] "Ан-Нисâ", 24.
[11] Ан-Нур, 5-6.