1441 йил 2 джума́да аль-ахира | 2020 йил 28 январь, вторник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

003. Методы и особенности усуль аль-фикх

09:28 / 04.01.2017 2769 Режим чтения + -
.

Собирание ‘ильм Усуль аль-Фикх осуществлялось на основе трех методов, которые вкратце поясним вместе с их особенностями.

А) - аль-Фукахâ (мн.ч. от факих – законовед) – ханафитский мазхаб.

Б) - аль-Мутакаллимун (мн.ч. от мутакаллим - богослов) – шâфиитский мазхаб.

В) - аль-Мамзудж (смешанный).

А. Метод аль-фукахâ и его особенности

Первоначально ученые при записывании ‘ильм Усуль аль-Фикхследовали одному из двух методов. Один из них аль-фукахâ, другой – аль-мутакаллимун. Ханафиты применяли на практике метод аль-фукахâ. По этой причине этот метод называли "ханафитским методом или мазхабом". Факихи, практиковавшие этот метод в отношении правовых вопросов придавали значение применению на практике его правил, выво дили правила этого метода из практики аль-Фикха. Авторы, следуя этому методу, при разъяснении вопросов приводили большое количество примеров с тем, чтобы обеспечить понимание темы и реализовать ее прак­тически. Ханафитский метод, будучи более сильным, чем шâфиитский, о котором речь пойдет ниже, вместе с тем является и более удобным для понимания исламского права[1]. Этот метод опирается на логический принцип перехода от частного к общему, от явлений к общим правилам.

Б. Метод аль-мутакаллимун и его особенности

Одним из практиковавшихся методов в этом учении является метод аль-мутакаллимун (богословы калâма). Этот метод применяли богословы калâма относившиеся к му’тазилитам (аль-му’тазила - обособив шиеся) и шâфиитам. В связи с тем, что этот метод практиковался богословами калâма, ему дали название метода аль-мутакаллимун, а поскольку большинство этих богословов были приверженцами шâфиитского мазхаба, его называли также “шâфиитским методом или мазхабом”. Ученые, относившиеся к мазхабам мâликитов и ханбалитов, также придерживались этого метода при написании своих произведений. Бого словы, практиковавшие этот метод, толковали принципы законотворчества, склоняясь к рационалистиче скому выводу, не приводя при этом большого количества примеров. Этот метод опирается на

логический принцип перехода от общего к частному, выведения суждений о явлениях из общих правил.

В. Смешанный метод (аль-мамзудж) и его особенности

Правоведы, пришедшие в последующий период, объединили в своих произведениях качества и осо бенности обоих предыдущих методов. Этому методу дали название аль-мамзудж (смешанный). Этого ме тода придерживались ученые, относившиеся к мазхабам ханафитов, шâфиитов, мâликитов и ханбалитов при написании своих произведений.

[1] İbn Haldun, "Mukaddime", перевод Pirizâde Sâib Efendi, İstanbul, t.y. III, 55-56.

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.  Очищение водой после отправления малой нужды Вопрос 2657 Ассаламу алайкум Прошу прощения, если мой вопрос повторяется. Если после отправления малой нужды читать полностью

32344 11:06 / 17.04.2018
..Одним из видов ширка является рабство своим порочным желаниям ndash своему хаваун нафсу. Это тоже противоречит подлинной вере. Находящиеся в таком положении люди читать полностью

667 18:24 / 10.06.2019
.Вопрос 137256   Ассаламу алайкум Уважаемые наставники, подскажите, пожалуйста, на одном из проповедей имама я услышал о том, что мужчинаврач может лечить читать полностью

6461 03:57 / 15.01.2019
.Васатыя в практических требованиях и указаниях   Ислам включает в себя не только вероучение, в нем есть подлежащие исполнению практические требования и читать полностью

2655 05:47 / 06.01.2017
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью