Необходимым условием действительности заключения брака является присутствие двух взрослых разумных свидетелей, исповедующих Ислам. По мнению большинства улемов, заключать брак без свидетелей недопустимо, поскольку их присутствие служит гарантией соблюдения прав супругов и позволяет заверить факт заключения брака.
Если в качестве свидетелей выступают женщины, брак не заключается, поскольку обычно они при этом не присутствуют. Однако ханафитские факихи придерживались иного мнения и говорили, что брак может быть заключен либо в присутствии двух свидетелей мужского пола, либо в присутствии одного мужчины и двух женщин. Кроме того, действительным будет заключение брака мусульманина с христианкой (иудейкой) в присутствии двух свидетелей из числа христиан (иудеев).
Имам Малик считал, что действительным будет заключение брака и без свидетелей, если об этом объявят во всеуслышание, в результате чего заключение брака станет общеизвестным фактом. Судя по более позднему из двух высказываний имама Ахмада, такого же мнения придерживался и он.
Отсутствие запретов для заключения брака
Заключение брака будет действительным лишь при том условии, что мужчина заключит его с такой женщиной, которую ему по шариату разрешается взять в жены. Женщины, с которыми запрещается вступать в брак, разделяются на две группы. К первой относятся те, запрет на браки с которыми носит постоянный характер, что же касается второй группы, то в нее входят те женщины, на которых запрещается жениться временно.
Женщины, запрет на брак с которыми носит постоянный характер
Запрет, обусловленный близостью родства
Близкие родственницы, с которыми запрещается вступать в брак, перечислены в том аяте Куръана, где сказано: «Запретны для вас (в качестве жен) ваши матери, и ваши дочери, и ваши (родные) сестры, и ваши тетки со стороны отца, и ваши тетки со стороны матери, и дочери брата, и дочери сестры...» (Ниса, аят-23).
Запрещаются браки с любыми родственницами по прямой восходящей или нисходящей линии, например, с собственными матерями, матерями матерей, матерями отцов (бабушками) и так далее. Этот запрет распространяется на родных дочерей, дочерей собственных детей (внучек) и так далее, а также на любых родственниц родителей по прямой линии, например, на родных сестер матери или отца (родных теток), дочерей их родных братьев или сестер (племянниц) и дочерей родных племянниц и племянников. Кроме того, запрещается вступать в брак с женщинами, состоящими в первой степени родства с их бабками и дедами по нисходящей линии, иначе говоря, с тетками мужчин по отцу или по матери. Что же касается женщин, состоящих во второй степени родства, то есть дочерей родных братьев и сестер матерей и отцов (двоюродных племянниц), то заключать браки с ними разрешается.
Причина запрета в силу близкого родства очевидна, поскольку представить себе брак дочери с собственным отцом или родным братом невозможно. Невозможно представить себе и соперничество отца с сыном, каждый из которых хочет вступить в брак с женщиной, являющейся дочерью одного из них и родной сестрой другого, ведь это противоречит самой природе человека и общепринятым нормам нравственности. Кроме того, как уже указывалось выше, в результате заключения таких браков на свет могут появиться больные дети.
И, наконец, мужчине запрещается вступать в брак с собственной дочерью, родившейся вследствие прелюбодеяния, равно как и с ее дочерьми, внучками и любыми иными родственницами по прямой нисходящей линии. Так, например, если мужчина поселит у себя девственницу, с которой он совершил прелюбодеяние, и она будет жить у него, пока не родит дочь, ему запрещается вступать в брак с ней. Причина заключается в том, что поскольку он держал ее мать у себя, девочка определенно будет приходиться ему дочерью, в противном же случае можно было бы предположить, что ее отцом является кто- то другой.
Из книги “Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”
..