1444 год 18 Раджаб | 2023 год 09 февраль, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Два свидетеля (ал-шахидан)

10:13 / 15.03.2019 2326 Режим чтения + -
..

Необходимым условием действительности заключения брака является присутствие двух взрослых разумных свидетелей, исповедующих Ислам. По мнению большинства улемов, заключать брак без свидетелей недопустимо, поскольку их присутствие служит гарантией соблюдения прав супругов и позволяет заверить факт заключения брака.

Если в качестве свидетелей выступают женщины, брак не заключается, поскольку обычно они при этом не присутствуют. Однако ханафитские факихи придерживались иного мнения и говорили, что брак может быть заключен либо в присутствии двух свидетелей мужского пола, либо в присутствии одного мужчины и двух женщин. Кроме того, действительным будет заключение брака мусульманина с христианкой (иудейкой) в присутствии двух свидетелей из числа христиан (иудеев).

Имам Малик считал, что действительным будет заключение брака и без свидетелей, если об этом объявят во всеуслышание, в результате чего заключение брака станет общеизвестным фактом. Судя по более позднему из двух высказываний имама Ахмада, такого же мнения придерживался и он.

Отсутствие запретов для заключения брака

Заключение брака будет действительным лишь при том условии, что мужчина заключит его с такой женщиной, которую ему по шариату разрешается взять в жены. Женщины, с которыми запрещается вступать в брак, разделяются на две группы. К первой относятся те, запрет на браки с которыми носит постоянный характер, что же касается второй группы, то в нее входят те женщины, на которых запрещается жениться временно.

Женщины, запрет на брак с которыми носит постоянный характер

Запрет, обусловленный близостью родства

Близкие родственницы, с которыми запрещается вступать в брак, перечислены в том аяте Куръана, где сказано: «Запретны для вас (в качестве жен) ваши матери, и ваши дочери, и ваши (родные) сестры, и ваши тетки со стороны отца, и ваши тетки со стороны матери, и дочери брата, и дочери сестры...» (Ниса, аят-23).

Запрещаются браки с любыми родственницами по прямой восходящей или нисходящей линии, например, с собственными матерями, матерями матерей, матерями отцов (бабушками) и так далее. Этот запрет распространяется на родных дочерей, дочерей собственных детей (внучек) и так далее, а также на любых родственниц родителей по прямой линии, например, на родных сестер матери или отца (родных теток), дочерей их родных братьев или сестер (племянниц) и дочерей родных племянниц и племянников. Кроме того, запрещается вступать в брак с женщинами, состоящими в первой степени родства с их бабками и дедами по нисходящей линии, иначе говоря, с тетками мужчин по отцу или по матери. Что же касается женщин, состоящих во второй степени родства, то есть дочерей родных братьев и сестер матерей и отцов (двоюродных племянниц), то заключать браки с ними разрешается.

Причина запрета в силу близкого родства очевидна, поскольку представить себе брак дочери с собственным отцом или родным братом невозможно. Невозможно представить себе и соперничество отца с сыном, каждый из которых хочет вступить в брак с женщиной, являющейся дочерью одного из них и родной сестрой другого, ведь это противоречит самой природе человека и общепринятым нормам нравственности. Кроме того, как уже указывалось выше, в результате заключения таких браков на свет могут появиться больные дети.

И, наконец, мужчине запрещается вступать в брак с собственной дочерью, родившейся вследствие прелюбодеяния, равно как и с ее дочерьми, внучками и любыми иными родственницами по прямой нисходящей линии. Так, например, если мужчина поселит у себя девственницу, с которой он совершил прелюбодеяние, и она будет жить у него, пока не родит дочь, ему запрещается вступать в брак с ней. Причина заключается в том, что поскольку он держал ее мать у себя, девочка определенно будет приходиться ему дочерью, в противном же случае можно было бы предположить, что ее отцом является кто- то другой.

Из книги “Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”

..
Источник
islom.uz
Статьи по теме
..Здесь следует отметить, что заключение брака после помолвки не является обязательным ни для жениха, ни для невесты. Это значит, что каждый из них имеет право читать полностью

4247 14:03 / 31.12.2018
А. ОпределениеСунна, соответствующая в языке таким понятиям, как обычай, путь, образ жизни сира, в `ильм альФикх юриспруденции и в `ильм Усуль альФикх основы теории читать полностью

907 23:45 / 01.04.2017
Хвала Аллаху, Господу миров Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникамПОСТАНОВЛЕНИЕ 39 15 О читать полностью

3662 09:08 / 04.01.2017
В упомянутом выше вопросе улемы ханафитского мазхаба не ограничивались только дискуссией и опровержением аргументов противоположной стороны. Они также читать полностью

2363 09:30 / 27.01.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Я студент Университета мировых языков в Ташкенте, обучаюсь в факультете корейской филологии. Учитель корейской литературы требует читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью