«От молитв и милостынь живых [людей] есть польза для умерших». Пояснение: Представители Ахлус сунна вал джамаъа единогласно сошлись во мнении о том, что умершие получают пользу от совершенных деяний живых (людей).Примером этому являются вознесение мусульманами молитв за умерших, произнесение истигфара[1], дача милостыни и совершение хаджа от их имени. Разногласия отмечались в вопросе о том, доходят ли до умерших савабы от телесных (физических) поклонений живых, или не доходят. К телесным (физическим) поклонениям относятся такие ибадаты, как намаз, пост, чтение Куръана и поминания (зикр) Аллаха. Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбал и преобладающее большинство улемов высказывались в пользу того, что савабы от телесных ибадатов до умершего доходят. Шафиъи и Малик утверждали, что не доходят.
Доказательства тому, что до умершего доходят савабы от деяний, совершенных другим (живым) человеком, содержатся в Священном Куръане, Сунне, Иджмаъ и Кийасе.
Доказательство из Священного Куръана:
«И те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш, прости [грехи] нам и нашим братьям, которые были до нас с верой!”» (сура «Хашр», аят 10).
В этом аяте Всевышний Аллах превозносит тех, кто просит прощения грехов за умерших до них верующих. А это свидетельствует о том, что умершие получают пользу от молитв живых.
Доказательства из Сунны:
В книге «Сунан» имама Абу Давуда передается от Усмана ибн Аффана радияллаху анху следующий хадис:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам после погребения умершего, стоя над ним (могилой погребенного) говорил: «Произносите истигфар за вашего брата. Просите стойкости для него. Ибо сейчас он будет подвергнут спросу».
Также переданы хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам о вознесении дуа умершим при посещении могил. Примером этому является хадис, приведенный в книге «Сахих» имама Муслима: «Мать правоверных Аиша радияллаху анха[2] спросила у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:
— Что вы произносите, когда просите прощения грехов за обитателей могил?
Он саллаллаху алайхи васаллам ответил:
— Ассаламу алайкум (мир вам), о обитатели местопребывания муминов и мусульман. Да помилосердствует Аллах к умершим до нас и до вас, а также к следующим после. И поистине, мы присоединимся к вам».
Доказательство из Иджмаъ:
Основная часть исламской уммы единогласно утверждает, что умершие получают пользу от молитвы живых и приводит в доказательство молитву, произносимую при совершении намаза джаназа.
Молитвы, возносимые в намазе джаназа, известны большинству. Они различаются в зависимости от пола и возраста покойника. Само существование отдельных молитв для каждой категории — для мужчин, для женщин и для младенцев, указывает на то, что в этих молитвах есть польза для мертвых.
Доказательство из Кийаса:
Когда молитва, являющаяся телесным поклонением, приносит пользу умершим, то безусловно, в намазе, посте и других подобных телесных ибадатах несомненно есть польза для усопших. Потому что по сути их совершения между ними нет разницы. К тому же существуют еще доказательства, что и другие телесные ибадаты приносят пользу умершим.
[1] Истигфар (استغفار) — досл. «сокрытие», «прикрытие чего-либо»; фраза «Аллах совершил магфират такого-то» означает «Аллах сокрыл грехи такого-то». Истигфар — это испрашивание у Аллаха прощения грехов посредством молитвы, покаяния и иными поклонениями. Истигфар — это произнесение фразы Астагфируллах — «Прошу прощения у Аллаха» и подтверждение этого смысла сердцем.
[2] Радияллаху анха — Да будет доволен ею Аллах (употребляется в отношении почтенных сподвижниц Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам).
Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.