Это тема непосредственно связана с рассмотренными выше вопросами о кадā и кадаре и о деяниях человека.
Люди, утверждающие, подобно кадаритам и муътазилатам, что человек сам творит свои деяния и Аллах не имеет отношения к этому, заявляют, что для Аллаха является ваджибом воздать рабу наградой или мучением в зависимости от его деяний.
В мазхабе же Ахлус сунна вал джамаъа утверждают, что если Всевышний Аллах дарует награду человеку за содеянное им добро и поклонения, то дарует по Своей милости. Если же Всевышний Аллах подвергнет наказанию, то подвергнет по Своей справедливости. Ибо все сущее во вселенной, в том числе награда и наказание, относятся к Собственному владычеству Аллаха. Всевышний Аллах — это Тот, с Кого не будет спроса за содеянное.
В аятах Священного Куръана неоднократно утверждается, что Всевышний Аллах воздаст наградой Своим верующим и праведных рабам. Саваб (благое воздаяние) — это вознаграждение, дарованное рабу за его деяния в этом мире.
Всевышний Аллах в суре «Āли Имран» сказал:
«И даровал им Аллах вознаграждение мирское и прекрасное вознаграждение в последней жизни» (аят 148)
Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«Кто желает вознаграждения мирской жизни, то у Аллаха — вознаграждение мирской жизни и последней» (аят 134)
Также в Священном Куръане многократно подчеркивается, что Всевышний Аллах подвергнет наказанию Своих грешных рабов. Наказание есть воздаяние рабам за грехи, совершенные в этом мире.
Всевышний Аллах в суре «Сод» сказал:
«Поистине все [они] сочли лжецами посланников, и стало надлежащим Мое наказание!» (аят 14).
Всевышний Аллах в суре «Фуссилат» сказал:
«Поистине, Господь твой — действительно Обладатель прощения и Обладатель горестного наказания!» (аят 43).
Награда или наказание воздается по деянию
Если поразмыслить над аятами Священного Куръана и благородными хадисами Пророка саллаллаху алайхи васаллам, то можем увидеть, что воздаваемость и савабом (наградой), и икабом (наказанием) в зависимости от совершенного деяния является общим правилом.
Всевышний Аллах в суре «Зухруф» сказал:
«И это — рай, который дан вам в наследство за то, что совершали» (аят 72)
Всевышний Аллах в суре «Нахл» сказал:
«[Тем], души которых изымут ангелы благими! Говорят: «Мир вам! Войдите в рай за то, что вы совершали» (аят 32)
Всевышний Аллах в суре «Аъраф» сказал:
«И у Аллаха — прекрасные имена; молитесь же Ему ими и оставьте тех, которые отклоняются в Его именах. [Непременно] будет им воздано за то, что совершали!» (аят 180)
Всевышний Аллах в суре «Саджда» сказал:
«И вкусите мучение вечности за то, что совершали!» (аят 14)
Всевышний Аллах в суре «Саджда» сказал:
«Неужели тот, кто был верующим, подобен тому, кто был нечестивцем? Не равны они! А те, которые уверовали и творили праведные деяния, то для них — сады-пристанища — угощением за то, что совершали. А те, которые распутствовали, то их пристанище — огонь. Всякий раз, как они пожелают выйти из него, будут возвращены в него и будет сказано им: «Вкусите мучение огня, который вы считали ложью!» (аяты 18-20).
Также и на примере благородных хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам мы убеждаемся в том, что награждение или наказание людей, водворение их в рай или ад, поставлены в зависимость от их деяний.
Передается от Абу Катада радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Аллах азза ва джалла сказал: “Поистине, Я сделал фардом для твоей уммы пятикратный намаз. И Я дал Сам Себе завет о том, что, кто придет соблюдшим их в отведенное для них время, Я водворю тех в рай. И кто не соблюдет их, то нет для него завета при Мне”».
Передал Абу Давуд.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Один человек пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказал:
— Укажите мне на такое деяние, совершив которое я смогу войти в рай.
(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему в сотоварищи ничего. Полноценно совершай фард-намазы. Исполняй фард-закāт. Соблюдай (пост) Рамадан(а).
(Тот) сказал:
— Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, я не добавлю к этому (ничего).
И когда он возвратился, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Если кого радует зреть на человека из (числа) обитателей рая, то пусть посмотрит на этого».
Передали Бухари, Муслим и Насаи.
Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Есть сорок качеств, самое наивысшее из них — маниха[1] козы. Кто станет блюсти одно из них в надежде на саваб и в подтверждение своего завета, то Аллах непременно водворит его за это в рай».
Передали Абу Давуд и Бухари.
Передается от Муаза ибн Джабала радияллаху анху:
«Мы с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышли в путь. Однажды, когда мы шли, я спросил, приблизившись к нему:
— О Посланник Аллаха, известите меня о таком деянии, которое введет меня в рай и отдалит от ада.
(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Поистине, ты спросил о великом. В сущности, оно (деяние) очень легкое для человека, которого удостоил Аллах. Будешь поклоняться Аллаху. Не будешь придавать Ему в сотоварищи ничего. Также будешь полноценно совершать намазы. Будешь давать закāт, и соблюдать (пост) Рамадан. Совершишь хадж к Дому.
И (он саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Указать тебе на врата благ? Пост оберегает. Милостыня гасит (стирает) грехи, подобно тому, как вода гасит огонь. И намаз человека посреди ночи является девизом праведных, — и прочел аят “Отчуждаются их бока от лож”[2].
Затем сказал: — Известить ли тебя о голове деяния, его хребте и вершине его горба?
Я сказал:
— Да, о Посланник Аллаха.
Сказал:
— Головой деяния является Ислам. Его хребет — намаз. А вершиной его горба является — усердствование (джихад).
Затем сказал:
— Известить тебя о том, что владеет всеми этими?
Я сказал:
— Да, о Посланник Аллаха.
Он схватил свой язык и сказал:
— Воздержись от этого!
Я сказал:
— О Посланник Аллаха, будем ли мы действительно подвергнуты (наказанию) за то, что мы сказали?
(Он саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Да скорбит (в трауре) по тебе твоя мать
[3], о Муаз. Что же спустит людей ничком (или носом) в ад, если не плод языка!»
Передал Тирмизи. Понятия почтенных сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам не отличались от этого. Когда у Абдуллаха ибн Умара спросили, будет ли вред от деяния со словами «Лаа илааха иллаллааху» или от этого будет и польза, то он ответил «Совершай благие деяния, не обольщайся».
[1] Маниха — предоставление дойного животного во временное пользование для того, чтобы люди могли пить их молоко, после чего животное должно быть возвращено.
[2] Часть аята 16 суры «Саджда».
[3] Фраза, переведенная нами как «Да скорбит (в трауре) по тебе твоя мать», обычно в арабском языке не используется для выражения ее буквального смысла — проклятья, а применяется для выказывания укора. В этом хадисе фраза имеет значение, что-то вроде «Разве ты не знал этого?».
Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.