1442 йил 1 сафар | 2020 йил 19 сентябрь, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Акийда

Награда (саваб) и наказание (икаб)

09:30 / 03.12.2019 1095 Режим чтения + -

Это тема непосредственно связана с рассмотренными выше вопросами о кадā и кадаре и о деяниях человека.

Люди, утверждающие, подобно кадаритам и муътазилатам, что человек сам творит свои деяния и Аллах не имеет отношения к этому, заявляют, что для Аллаха является ваджибом воздать рабу наградой или мучением в зависимости от его деяний.

В мазхабе же Ахлус сунна вал джамаъа утверждают, что если Всевышний Аллах дарует награду человеку за содеянное им добро и поклонения, то дарует по Своей милости. Если же Всевышний Аллах подвергнет наказанию, то подвергнет по Своей справедливости. Ибо все сущее во вселенной, в том числе награда и наказание, относятся к Собственному владычеству Аллаха. Всевышний Аллах — это Тот, с Кого не будет спроса за содеянное.

В аятах Священного Куръана неоднократно утверждается, что Всевышний Аллах воздаст наградой Своим верующим и праведных рабам. Саваб (благое воздаяние) — это вознаграждение, дарованное рабу за его деяния в этом мире.

Всевышний Аллах в суре «Āли Имран» сказал:

«И даровал им Аллах вознаграждение мирское и прекрасное вознаграждение в последней жизни» (аят 148)

Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:

«Кто желает вознаграждения мирской жизни, то у Аллаха — вознаграждение мирской жизни и последней» (аят 134)

Также в Священном Куръане многократно подчеркивается, что Всевышний Аллах подвергнет наказанию Своих грешных рабов. Наказание есть воздаяние рабам за грехи, совершенные в этом мире.

Всевышний Аллах в суре «Сод» сказал:

«Поистине все [они] сочли лжецами посланников, и стало надлежащим Мое наказание!» (аят 14).

Всевышний Аллах в суре «Фуссилат» сказал:

«Поистине, Господь твой — действительно Обладатель прощения и Обладатель горестного наказания!» (аят 43).

Награда или наказание воздается по деянию

Если поразмыслить над аятами Священного Куръана и благородными хадисами Пророка саллаллаху алайхи васаллам, то можем увидеть, что воздаваемость и савабом (наградой), и икабом (наказанием) в зависимости от совершенного деяния является общим правилом.

Всевышний Аллах в суре «Зухруф» сказал:

«И это — рай, который дан вам в наследство за то, что совершали» (аят 72)

Всевышний Аллах в суре «Нахл» сказал:

«[Тем], души которых изымут ангелы благими! Говорят: «Мир вам! Войдите в рай за то, что вы совершали» (аят 32)

Всевышний Аллах в суре «Аъраф» сказал:

«И у Аллаха — прекрасные имена; молитесь же Ему ими и оставьте тех, которые отклоняются в Его именах. [Непременно] будет им воздано за то, что совершали!» (аят 180)

Всевышний Аллах в суре «Саджда» сказал:

«И вкусите мучение вечности за то, что совершали!» (аят 14)

Всевышний Аллах в суре «Саджда» сказал:

«Неужели тот, кто был верующим, подобен тому, кто был нечестивцем? Не равны они! А те, которые уверовали и творили праведные деяния, то для них — сады-пристанища — угощением за то, что совершали. А те, которые распутствовали, то их пристанище — огонь. Всякий раз, как они пожелают выйти из него, будут возвращены в него и будет сказано им: «Вкусите мучение огня, который вы считали ложью!» (аяты 18-20).

Также и на примере благородных хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам мы убеждаемся в том, что награждение или наказание людей, водворение их в рай или ад, поставлены в зависимость от их деяний.

Передается от Абу Катада радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Аллах азза ва джалла сказал: “Поистине, Я сделал фардом для твоей уммы пятикратный намаз. И Я дал Сам Себе завет о том, что, кто придет соблюдшим их в отведенное для них время, Я водворю тех в рай. И кто не соблюдет их, то нет для него завета при Мне”».

Передал Абу Давуд.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Один человек пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказал:

— Укажите мне на такое деяние, совершив которое я смогу войти в рай.

(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал:

— Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему в сотоварищи ничего. Полноценно совершай фард-намазы. Исполняй фард-закāт. Соблюдай (пост) Рамадан(а).

(Тот) сказал:

— Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, я не добавлю к этому (ничего).

И когда он возвратился, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Если кого радует зреть на человека из (числа) обитателей рая, то пусть посмотрит на этого».

Передали Бухари, Муслим и Насаи.

Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Есть сорок качеств, самое наивысшее из них — маниха[1] козы. Кто станет блюсти одно из них в надежде на саваб и в подтверждение своего завета, то Аллах непременно водворит его за это в рай».

Передали Абу Давуд и Бухари.

Передается от Муаза ибн Джабала радияллаху анху:

«Мы с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышли в путь. Однажды, когда мы шли, я спросил, приблизившись к нему:

— О Посланник Аллаха, известите меня о таком деянии, которое введет меня в рай и отдалит от ада.

(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал:

— Поистине, ты спросил о великом. В сущности, оно (деяние) очень легкое для человека, которого удостоил Аллах. Будешь поклоняться Аллаху. Не будешь придавать Ему в сотоварищи ничего. Также будешь полноценно совершать намазы. Будешь давать закāт, и соблюдать (пост) Рамадан. Совершишь хадж к Дому.

И (он саллаллаху алайхи васаллам) сказал:

— Указать тебе на врата благ? Пост оберегает. Милостыня гасит (стирает) грехи, подобно тому, как вода гасит огонь. И намаз человека посреди ночи является девизом праведных, — и прочел аят “Отчуждаются их бока от лож”[2].

Затем сказал: — Известить ли тебя о голове деяния, его хребте и вершине его горба?

Я сказал:

— Да, о Посланник Аллаха.

Сказал:

— Головой деяния является Ислам. Его хребет — намаз. А вершиной его горба является — усердствование (джихад).

Затем сказал:

— Известить тебя о том, что владеет всеми этими?

Я сказал:

— Да, о Посланник Аллаха.

Он схватил свой язык и сказал:

— Воздержись от этого!

Я сказал:

— О Посланник Аллаха, будем ли мы действительно подвергнуты (наказанию) за то, что мы сказали?

(Он саллаллаху алайхи васаллам) сказал:

— Да скорбит (в трауре) по тебе твоя мать

[3], о Муаз. Что же спустит людей ничком (или носом) в ад, если не плод языка!»

Передал Тирмизи. Понятия почтенных сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам не отличались от этого. Когда у Абдуллаха ибн Умара спросили, будет ли вред от деяния со словами «Лаа илааха иллаллааху» или от этого будет и польза, то он ответил «Совершай благие деяния, не обольщайся».

 
[1] Маниха — предоставление дойного животного во временное пользование для того, чтобы люди могли пить их молоко, после чего животное должно быть возвращено.

[2] Часть аята 16 суры «Саджда».

[3] Фраза, переведенная нами как «Да скорбит (в трауре) по тебе твоя мать», обычно в арабском языке не используется для выражения ее буквального смысла — проклятья, а применяется для выказывания укора. В этом хадисе фраза имеет значение, что-то вроде «Разве ты не знал этого?».

Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
Доказательство достижения саваба за хаджВ хадисе, переданном от Ибн Аббаса радияллаху анху в .Сахихе, Бухари, говорится.Одна женщина из племени Джухайна пришла к читать полностью

1016 09:30 / 15 февраль
..Под .халафами, понимаются .последующие,, то есть поколение людей, последующих за салафами. Самое главное, что сделали улемыхалафы в вопросе относительно сифатов читать полностью

1108 10:15 / 05.02.2019
О различиях между набий пророком и расул посланником было высказано несколько мнений1. Кому Всевышний Аллах ниспошлет весть с небес и повелит донести эту весть до читать полностью

1026 09:30 / 30 апрель
..Как отмечалось выше, вероубеждение акийда должно основываться на чрезвычайно достоверном и надежном знании. Исламское вероубеждение не утверждается читать полностью

878 11:03 / 14.11.2018
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью