1445 год 15 Шаввал | 2024 год 24 апрель, среда
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Счастливая семья

Взятие ребенка на попечение

12:00 / 28.08.2020 2687 Режим чтения + -

12. Взятие ребенка на попечение — обязанность родителей или близких родственников и право ребенка. 

Это дело в арабском языке называется хизана и означает «заключить в свои объятия». В терминологии же шариата это слово означает взятие ребенка на свое попечение и воспитание после развода родителей.

Ребенка отдают матери, не принуждая ее. Неважно, был ли дан ей талак или было по-другому. 

То есть независимо от того, как и почему развелись родители, если мать хочет ребенка, его отдают ей. 

Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху: 

«Одна женщина сказала:

— О Посланник Аллаха, вот для этого моего сына мое чрево было пристанищем, обе моих грудей были источником питья, мои объятия были защитой. Теперь же его отец развелся со мной и хочет отобрать его у меня. 

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал ей:

— Пока ты не выходишь замуж, ты имеешь на него больше прав».

Передали Абу Давуд, Ахмад и Хāким. Хāким назвал хадис сахихом.  

Ибн Абу Шайба в своей книге «Мусаннаф» передает от Саъида ибн Мусаййаба: 

«Умар дал развод Умму Āсиме. Затем пошел к ней. Āсим был у нее в объятиях. Он хотел отобрать у нее ребенка. Каждый из них стал тянуть его к себе. Ребенок заплакал. Оба пошли к Абу Бакру. Так, Абу Бакр сказал ему: 

— Ласки женщины, ее объятия и запах лучше для него, чем ты. Когда ребенок вырастет, он сам сделает свой выбор». 

Если женщина не желает брать ребенка, ее не принуждают. Кроме случаев, когда нет никого, кроме нее, или ребенок не хочет идти к другому. Тогда ее принуждают взять ребенка.

Порядок людей, имеющих право на ребенка после матери, следующий:

Мать матери, даже если восходит выше. Затем мать отца, сестра от общего отца и матери, сестра от одной матери, сестра от одного отца. 

Доказательством этому является следующий хадис:

Передается от Али радияллаху анху: 

«Зайд ибн Хариса отправился в Мекку и привез дочь Хамзы. Тогда Джаъфар сказал:

— Я возьму ее (под свое опекунство). Я имею на нее больше прав. Потому что она дочь моего дяди (по отцу). Ее тетя (по матери) у меня. А тетя (по матери) заменяет мать.

Али же сказал:

— Я имею на нее больше прав. Она дочь моего дяди (по отцу). Дочь Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам у меня. Она имеет больше прав на нее.                                              

Зайд же сказал: 

— Я имею на нее больше прав. Я отправился за ней, я был в пути, и я сам привез ее. 

Затем к ним вышел Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и вынес решение отдать ее Джаъфару. 

— Она будет со своей тетей (по матери). А тетя (по матери) заменяет мать».

Передали Абу Давуд и оба шейха. 

Дочь предводителя шахидов Хамзы ибн Абдулмутталиба радияллаху анху осталась в Мекке. Ее привезли. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вынес решение о том, чтобы девочку передали под опеку Джаъфара ибн Абу Талиба. Потому что жена Джаъфара радияллаху анху была тетей по матери девочки. Тетя по матери замещает мать.

Следовательно, определение опекунства над маленькими детьми зависит от женщин.

Это будет происходить до тех пор, пока ребенок не повзрослеет в понимании религии.

Ребенка нужно воспитывать мусульманином. Имамы Шафиъи, Ахмад и Малик рахимахумуллахи отмечали: «Право опекунства не дается зиммий-женщине».

С заключением никаха с немахрамным ребенку человеком права женщины (на ребенка) утрачиваются[1]

Потому что в этом случае ребенку неизбежно будет причинен вред. Пророк саллаллаху алайхи васаллам в вышеизложенном хадисе сказал: «Пока ты не выходишь замуж, ты имеешь на него больше прав».

Если мать ребенка выйдет замуж за махрама, как если бы вышла за его дядю (по отцу), или подобно сочетанию никахом бабушки ребенка с его дедушкой, тогда (ее права на ребенка) не утрачиваются. 

Если женщина, взявшая ребенка под свое опекунство, выходит замуж за человека, который является ребенку махрамом, то принимая во внимание обстоятельство, что этот человек в силу родства будет заботиться о ребенке и любить его, право женщины на ребенка не утрачивается. Это подобно тому, например, если бы мать ребенка, взяв его под свою опеку, выйдет замуж за его дядю (по отцу), или если его бабушка по матери возьмет его под свою опеку и выйдет замуж за его дедушку по отцу. 

Право на опекунство восстанавливается с распадом никаха, сделавшего его утраченным. 

К примеру, мать, выйдя замуж за чужого человека, лишается права опекунства над ребенком. Но если она разведется с этим мужем, то ее право опекунства над ребенком восстанавливается.

Далее, в зависимости от их порядка, правом на опекунство обладают асабы

Арабское слово «асаба» лексически означает «находящийся близко», «прилегающий». В отношении бечевки, используемой для крепкого завязывания на голове, используется это же слово.

В этом смысле близкие для человека родственники-мужчины также называются «асаба». Потому что, когда возникает какая-нибудь опасность, рискуя своей жизнью они защитят данного человека, окружив его. Также если человек не может справиться с финансовыми проблемами, то асабы решают их за него. Именно поэтому они имеют права на наследство. 

К асабам относятся отец, дедушка, сын, внук (сын сына), родные братья, братья от одного отца, сыновья родных братьев, родные дяди по отцу, их сыновья и другие. Именно они имеют на ребенка права в том случае, если среди родственниц-женщин не найдется той, которая бы взяла ребенка под свою опеку. Их права распределяются на основе указанного здесь порядка.

Однако при этом девочку не отдают в руки ставшего мавлой (получившего свободу) бывшего раба, и таких асаба, как сын дяди по отцу, а также в руки безнравственного нечестивца.

Им не дается такое право с учетом вероятности возникновения фитны в случае, если возьмут девочку под свое попечительство.

[1] Подразумевается вторичное замужество разведенной женщины.

Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
 

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
11. Запирающийся на замок отдельный дом комната во дворе у мужа считается достаточным. То есть даже если в одном дворе находятся другие дома помещения, в которых читать полностью

2249 09:30 / 30.10.2019
..Известно, что в настоящее время увеличилось количество случаев, когда молодые юноши и девушки пытаются сделать модным самостоятельные поиски кандидата в мужья читать полностью

1527 14:00 / 15.07.2019
4. Женщине следует удовлетворять половые потребности мужа, когда он этого пожелает, если на то нет уважительных причин по шариату. Передается от Абу Хурайры читать полностью

4109 11:30 / 04.10.2019
9. Тахник mdash приподнятие нёба новорожденного ребенка также входит в обязанности родителей и является правом ребенка на родителей. Многие сподвижники приводили читать полностью

3874 09:30 / 30.03.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью