Всевышний Аллах сотворил первого человека, праотца Адама, из глины. Об этом Он Сам смилостивился сказать в суре «Муминун»:
«И действительно Мы сотворили человека из породы глины» (аят 12).
Из него Всевышний Аллах сотворил его пару — мать человечества Хавву. Затем Он распространил от них обоих множество мужчин и женщин.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» говорит:
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души [Адама] и сотворил из нее [души Адама] ее пару [жену], и распространил от них (двоих) много мужчин и женщин» (аят 1).
Одна из великих истин в данном аяте отражена во фразе «…и сотворил из нее [души Адама] ее пару [жену]». То есть сотворил из этой души пару, а именно, жену.
Также важной истиной является и то, что Аллах «распространил от них (двоих)», то есть от той самой «одной души» — Адама и его пары Хаввы «много мужчин и женщин». Если бы Всевышний Аллах захотел, то мог бы сразу сотворить разнообразных, бесчисленных мужчин и женщин. Однако Он не захотел так делать. А пожелал, чтобы разные люди на земле были связаны между собой родственными связями, семейными узами. В этом же кроется и причина того, что в Исламе большое значение уделяется укреплению семьи.
Именно поэтому после соединения каждой супружеской пары возникает вопрос о ребенке. В сущности, одна из целей создания семьи человеком, имеющим чистое намерение, — это рождение детей.
Всевышний Аллах сотворил все живое на земле взаимосвязанным, сответствующим друг другу и получающим пользу друг от друга. В частности, половые отношения людей Аллах соединил связью между мужчиной и женщиной. Настоящая половая связь — это наслаждение, плод которой ребенок. Именно в этом заключается мудрость сотворения Всевышним Аллахом человека парой.
Всевышний Аллах в суре «Набаъ» смилостивился сказать:
«И сотворили Мы вас парами» (аят 8)
Надо понимать — мужчинами и женщинами.
Уже одно то, что человек сотворен Всевышним Аллахом парами — мужчинами и женщинами, есть великое чудо. В первую очередь великими чудесами являются строение тел мужчины и женщины, присущие им мужские и женские особенности. Кроме Аллаха никто не может сотворить такое. Только Сам Всевышний Аллах способен на это.
К тому же каждой паре дана безграничная любовь к оставлению потомства после себя. Склонность к продолжению своего рода так велика, что родители готовы ради этого принести себя в жертву. Многие женщины рожая, заведомо идут на риск для своей жизни. У каждой беременной женщины есть такая решимость. Растить и воспитывать ребенка — дело, связанное с трудностями, беспрестанным тяжелым трудом. Так кто же наделил такими свойствами человека? Почему это длится на протяжении тысячелетий и эти свойства до сих пор обеспечивают продолжение рода человеческого? Конечно же, на все это способен только Сам Всевышний Аллах!
Люди привыкли к законам природы, установленным Аллахом. По этой причине то обстоятельство, что такие события происходят каждое мгновение, они воспринимают как должное, закономерность или обязательность. Они пришли к такому выводу в силу того, что это повторяется у них на глазах множество раз. Однако Аллаху ничего не стоит сделать исключения.
Всевышний Аллах сделал общим правилом появление ребенка посредством половой связи мужчины и женщины. На самом деле даже при совокуплении мужчины и женщины ребенок будет сотворен, только если на то будет воля Аллаха. Многие забывают эту истину. Дабы напоминать о забываемых истинах, время от времени Всевышний Аллах осуществляет события вопреки этим закономерностям. Некоторых супругов Он не наделяет детьми. Если бы мужчина и женщина являлись основным фактором рождения ребенка, почему же тогда не все могут иметь детей? Также для людей является природной закономерностью и то, что от пожилых людей дети не рождаются. Но если Аллах пожелает, Он может одарить детьми и пожилые пары, как Он это сделал с Закарийей алайхиссалам. Всевышний Аллах могущественен делать всё и вся. Так, к примеру, Он сотворил Хавву из Адама, из самого человека, уже существующего, даже если у того и не было жены. И наоборот, Он способен сотворить ребенка от одной женщины, без мужа, как Он сотворил Ийсу алайхиссалам от почтенной Марйам. Также Всевышний Аллах может сотворить другие удивительные вещи, как без мужчины, так и без женщины, как Он сотворил из ничего Адама.
Если поразмыслить, то во всех этих событиях Всевышний Аллах задействовал факторы, которые Он Сам же и сотворил. Ведь так Он создал этот мир. Ему достаточно сказать: «Будь» для того, чтобы появился Адам. Однако Всевышний Аллах так не сделал. Прежде всего Он Своими руками вылепил человека из глины, а спустя некоторое время Он вдохнул в него жизнь.
Подобно этому Он не вручил в руки Закарийи алайхиссалам готового сына. Женщина забеременела после того, как Закарийа алайхиссалам соединился со своей неспособной рожать женой. Как знак, подтверждающий ее беременность, Всевышний Аллах сделал Закарийу алайхиссалам неспособным говорить, немым. В конце концов ребенок родился на свет обычным, природным путем.
Также при сотворении Хаввы из Адама были предприняты некоторые присущие такому сотворению меры.
Если взять процесс появления ребенка от девственной Марйам без участия мужчины, как было сказано в изучаемых нами аятах, к Марйам ниспустился ангел Джабраил алайхиссалам и дунул ей в ворот, и мать правоверных Марйам забеременела Ийсой алайхиссалам.
Если мужчина и женщина хотят ребенка, то им Всевышний Аллах сделал важным условием заключение никаха, совместное проживание и половую близость. На основе закона причинности, внедренного Всевышним Аллахом, дети появляются только если состоится эта близость, — такова воля Аллаха.
Да, Всевышний Аллах сотворил людей мужского и женского полов. Каждому из них Он дал свойственные им части тела и особенности. В частности, для продолжения человеческого рода Он сотворил представителя каждого пола со свойственными ему половыми органами. Он сделал так, что человек появляется на свет в результате полового соединения мужчины и женщины, в процессе которого оба получают природное наслаждение. Для этого Всевышний Аллах сотворил у них необходимые органы, чувства и клетки. Наслаждение, возникающее в результате этого соединения, Он сделал до такой степени сильным, что влечение заставляет забывать людей даже о мучениях при родах и трудностях воспитания ребенка. Всевышний Аллах пожелал размножения человеческого рода путем чистой половой близости, то есть соединения состоящих в никахе мужчины и женщины, и превратил это в жизненную необходимость.
С этой точки зрения можно сказать, что неспособность семьи иметь детей, несмотря на то, что задействованы все силы и условия, указывает на волю Творца. Поскольку создание семьи, половые отношения и другие факторы, необходимые для рождения ребенка, являются всего лишь простыми причинами, а осуществляется все по Его могуществу.
Люди, создавшие семьи, должны осознать эти истины. Ни на одно мгновенье они не должны забывать о том, что ребенка может дать только Сам Всевышний Аллах, а супруги в этом процессе являются ничем иным, как причиной. Вместе с тем они должны осознавать свой долг перед будущим ребенком и стремиться исполнить его.
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф