Мусульманские улемы, изучив все аргументы и доводы относительно обязательств мужа перед женой, указали на следующие выводы.
Обязательства мужа перед женой делятся на две части:
1. Финансовые обязательства.
2. Обязательства во взаимоотношениях.
Финансовые обязательства состоят из махра, нафаки — расходов на жизнь и свадьбы.
I. Обязательство дачи махра.
Махр — это имущество, которое возложено на мужа и должно быть передано жене при акдун никахе или с началом супружеской жизни[1]. Всевышний Аллах в суре «Ниса» смилостивился сказать:
«И давайте женщинам их махр чистосердечно. Если же они проявят благоволение (снисхождение) к вам в отношении чего-либо из него от души, то кушайте это на здоровье, в удовольствие» (аят 4).
Этот священный аят является одним из четырех аятов, указывающих на то, что дача махра является для мужа ваджибом. Даже если они разведутся после акдун никаха, не совершая близости, все равно дача махра остается для мужа ваджибом. Однако махр не является одним из условий или столпов никаха. Никах состоится и без него, передача махра может быть и позже, в том нет ничего осудительного.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» говорит так:
«А за то, что вы наслаждались от них, дайте же им их махр, в качестве фарда» (аят 24).
Махр дается невесте в качестве вознаграждения за то, что она соглашается на супружество и идет на супружеское ложе. Дача махра является фардом. Без этого никах не является никахом. До или после никаха, мало или много, — неважно, все равно махр нужно давать.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» смилостивился сказать следующее:
«Женитесь же на них с позволения их попечителей и давайте им их махр по достоинству» (аят 25).
Добавление «по достоинству», не ограничиваясь обычным словосочетанием «давайте махр», содержит в себе важную мудрость.
Сведения о махре мы упоминали ранее.
II. Обязательства по нафаке (по содержанию).
После никаха расходы на содержание жены, то есть ее нафака, становятся для мужа ваджибом. Слово «нафака», используемое для выражения этого обязательства, лексически означает «выделение средств на благое». В шариате же этот термин означает обеспечение человека, находящегося на его иждивении, необходимой одеждой, едой и жильем.
То, что нафака является для мужа ваджибом, установлено Куръаном, сунной, а также посредством иджмаъ и разумности.
Доказательства из Куръана:
Всевышний Аллах в суре «Талак» смилостивился сказать так:
«Пусть расходует состоятельный из своего состояния. А тот, чья доля стеснена, пусть расходует из того, что дал ему Аллах. Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что Он дал ей. Непременно Аллах сделает облегчение после затруднения» (аят 7).
Всевышний Аллах в суре «Бакара» говорит:
«А на родителе — пропитание и одежда их [родительниц] по достоинству» (аят 233).
Всевышний Аллах в суре «Талак» смилостивился сказать следующее:
«Поселяйте их (женщин) там, где вы живете сами, — по вашему достатку» (аят 6).
Доказательства из Сунны:
Передается от Джабира радияллаху анху:
«На прощальном хадже Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— …Бойтесь же Аллаха относительно прав женщин! Потому что вы взяли их в качестве аманата (вверенных вам) от Аллаха. Вы сделали их фарджи (половые органы) халалными посредством слова Аллаха. Для вас на них есть обязательство не позволять ступить на ваше ложе (место сидения) тому, к кому вы испытываете неприязнь. Если они сделают это, то побивайте их небольно. Для них на вас есть обязательство их пропитания и их одежды достойным образом…».
Передали Муслим, Абу Давуд и Малик.
Передается от Хакима ибн Муавийи Кушайри радияллаху анху:
«Я спросил:
— О Посланник Аллаха, какие права есть на нас у наших жен?
Он (саллаллаху алайхи васаллам) ответил:
— Когда ешь сам, кормишь и ее. Когда одеваешься сам (или обретаешь средства), одеваешь и ее. Не бьешь по лицу, не оскорбляешь и не устраиваешь ей разлуку (не отстраняешься от нее) вне дома».
Передали Абу Давуд и Насаи.
Передается от Аиши радияллаху анху:
«Хинд бинт Утба сказала:
— О Посланник Аллаха, Абу Суфян чрезвычайно скупой человек, он не дает нам ничего, что бы хватало мне и моему ребенку кроме того, что я беру без его ведома.
— Бери по добру (по совести) столько, сколько достаточно тебе и твоему ребенку».
Передали оба шейха.
Мнение всех улемов едино в том, что нафака — содержание женщин — является для мужей ваджибом (обязательным). Раз женщина удовлетворяет мужа, ухаживая за ним и находясь в его ведении, безусловно, что ее нафака становится для него ваджибом.
Для семьи и ее членов особо важно знать о нафаке следующие вопросы:
1. Размер нафаки определяется исходя из состоятельности супругов. Если оба богаты, то в соответствии с их богатством, если оба бедны, то в меру своих возможностей. Если муж богат, а жена бедна, или наоборот, то следует придерживаться середины. Даже если при этом жена находится в доме отца, либо болеет в доме мужа.
Каждая семья должна определить размер нафаки жены исходя из своего финансового состояния. Мужчины не должны скупиться, а женщины не должны завышать свои требования сверх меры.
Радует то, что сегодня большинство мужчин с честью исполняют свой долг в вопросе обеспечения женщин нафакой. Но есть и немалое количество жалоб по поводу допущения зулма (несправедливости) в вопросе нафаки женщин. Существует категория мужчин, которые, мало того, что не обеспечивают своих жен нафакой, но еще и понукают своих жен лежа на боку и смотря телевизор словами: «Другие жены зарабатывают деньги, давай, ты тоже корми меня». А это уже невыносимо.
Слова ученых-факихов: «Даже если при этом жена находится в доме отца, либо болеет в доме мужа», весьма актуальны и достойны особого внимания и в наши дни. Во многих домах найдутся такие, кто принимает за фард или ваджиб отвезти жену-невестку в ее отцовский дом, если она приболела. Родители, родственники или знакомые мужа, у которого заболела жена, советуют ему: «Твоя жена заболела, отвези ее к ее родителям». При этом даже не стыдятся приказывать тут же вернуть ее обратно, как только она выздоровеет. Потому что это превратилось в обычай. На самом же деле отвозить приболевшую жену-невестку к ее отцу должно считаться постыдным и позорным поступком для каждого, находящегося в здравом уме. Нужно поступать наоборот: если жена ненароком приболела будучи в доме у своего отца, то муж должен привезти ее к себе домой и принять все необходимые меры для ее исцеления.
Нафака для жены, что является ваджибом для мужа, состоит из пяти частей:
а) Еда;
Это продукты питания, питье и все необходимое для приготовления еды и то, что употребляется вместе с пищей (уксус, масло и тому подобное). Еды должно быть достаточное количество, которое определяется в зависимости от финансового состояния мужа.
б) Одежда;
Всегда должно быть достаточно одежды, как минимум один комплект полного одеяния с головы до ног. В ханафитском и шафиъитском мазхабах отмечается: «Раз в шесть месяцев (жене) приобретается комплект одежды с головы до ног».
в) Кров;
Обеспечение жены жильем — местом для проживания для мужа является ваджибом. Жилье должно соответствовать уровню финансовых возможностей мужа. Вместе с тем дом должен быть полностью оборудован всем необходимым для проживания в нем.
г) Если жена из тех, кто нанимает прислугу, то это также входит в ее нафаку;
д) Средства и принадлежности для поддержания чистоты и прочая необходимая домашняя утварь;
2. Если муж не обеспечивает нафакой жену, имея достаточно имущества, кадий выносит решение об его аресте. По требованию жены прочее имущество мужа продается и выдается ее нафака. Если муж не может обеспечить нафакой по причине несостоятельности, то его не арестуют.
3. Нафака не полагается женщине, которая самовольно вышла из дома, или была посажена в тюрьму из-за долга, или которая не была приведена домой к жениху из-за болезни, или которую принудили (похитили), или которая совершила хадж без мужа.
При совершении женой хаджа вместе с мужем она имеет право не на расходы (нафаку) за путешествие и на дорогу, а на ту нафаку, которую она получала бы, находясь дома.
4. Богатому мужу является ваджибом обеспечить жену одной прислугой. Согласно достоверному утверждению, для бедного мужа это не является ваджибом.
5. Если муж не в состоянии обеспечить нафаку, то их не разводят по этой причине. В этом случае жене повелевают брать в долг за счет мужа.
Доводом того, что мужа не разводят с женой из-за неспособности обеспечить ее нафакой, является следующее.
Всевышний Аллах в суре «Бакара» смилостивился сказать:
«И если [должник] был в затруднении, то — ожидание до облегчения» (аят 280).
Значит, нужно ждать, пока человек, находящийся в безвыходном положении, разбогатеет. Нехорошо предпринимать какие-либо меры, когда он находится в таком положении.
Всевышний Аллах в суре «Нур» смилостивился сказать следующее:
«И сочетайте никахом (жените) безбрачных из вас и праведных из ваших рабов и рабынь. Если они являются бедными, обогатит их Аллах из Своего благоволения. Ведь Аллах — Всеобъемлющий, Знающий!» (аят 32).
В аяте утверждается, что нищета не может быть препятствием для никаха.
6. Если на ком-то была возложена нафака соразмерно его бедности, а позже он разбогател, то если потребует жена, он должен обеспечивать ее соразмерно своему богатству.
И наоборот, если нафака была возложена, когда он был богат, то в случае его обеднения размер нафаки пересматривают в сторону уменьшения в соответствии со степенью бедности.
7. Нафака за прошлое снимается с ответственности (не выплачивается).
Если муж определенное время не выплачивал нафаку, то на нем нет обязательств платить ее потом.
8. Разве только если было назначение кадийа или оба супруга договаривались о чем-либо, тогда для мужа становится ваджибом выплатить и за прошедший период. При этом условием является то, что оба они должны быть живы. Если кто-то из них уже умер или жене был объявлен талак до выплаты нафаки, то назначенное снимается с ответственности мужа. Однако, если жена брала в долг по повелению кадийа, в таком случае нафака выплачивается.
9. Нафака, данная раньше времени, не подлежит возврату в случае, если одного из супругов настигнет смерть.
К примеру, некий человек дал нафаку жене на год вперед, но потом один из них умер, не дожив до конца срока. В этом случае нафака возврату не подлежит.
10. Жилье жены является ваджибом на муже с тем условием, что оно должно быть там, где не проживает никто из семьи мужа. Там не должен находиться даже ребенок мужа от другой его жены. За исключением тех случаев, когда жена сама дает на это согласие.
Если муж разместил и устроил жену в доме, где никого нет, а жена жалуется кадийу на побои и притеснения со стороны мужа и просит помощи разместить ее среди праведных людей, то кадий, если удостоверится в правильности слов жены, предостерегает мужа и отвращает его от посягательств на жену. Но при наличии свидетелей, подтверждающих обратное, то есть, что он не причиняет обиду и страдания жене, кадий оставляет их. Если же вокруг нет надежных людей или они на стороне мужа, то кадий в обязательном порядке повелевает заселить жену среди праведных людей.
[1] Махр дается невесте при заключении акдун никаха или впоследствии, во время совместной супружеской жизни. Например, в первом случае, при заключении никаха был назван размер махра и будущий муж дал этот махр полностью. Во втором случае махр не был дан во время заключения акдун никаха и стороны сошлись на том, что супруги будут жить совместно полноценной супружеской жизнью, а махр будет дан через определенное время. Еще один случай: во время сочетания никахом была дана часть махра, по поводу остальной части стороны сошлись на том, что она будет передана позднее. В зависимости от того, в какое время был дан махр невесте, — при заключении акдун никаха или позднее в период супружества, или часть во время никаха, а часть позднее, — при талаке вступают в силу разные шариатские положения (хукмы).
Из книги Счастливая Семья.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.