5. В вопросах нафаки нужно быть умеренным. Не следует экономить чрезмерно, но и не допускать расточительства.
Всевышний Аллах в суре «Аъраф» сказал следующее:
«И ешьте, пейте, но не расточительствуйте!» (аят 31).
Всевышний Аллах в суре «Исра» смилостивился сказать следующее:
«И не делай свою руку прикованной к своей шее и не раскрывай ее во всю длину» (аят 29).
Передается от Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам, продав финики племени Бани Назир, делал годовой запас продовольствия для своей семьи».
Передал Бухари.
Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Человеку в качестве греха достаточно задерживания им пропитания людей, находящихся на его иждивении».
Передали Муслим, Насаи и Абу Давуд.
Словами Абу Давуда в этой передаче сказано:
«Человеку в качестве греха достаточно погубить им человека, находящегося на его иждивении».
Слово «пропитание» здесь включает всю еду и питье, все продукты, необходимые для поддержания жизнедеятельности человеческого тела.
Мусульманину надлежит своевременно доставлять находящимся на его иждивении людям пищу, необходимую для их жизни. Если же он не станет своевременно выполнять свое обязательство, этого будет достаточно для того, чтобы он стал грешным, даже если он не совершает другого греха. То есть данный недостаток считается грехом, а допустивший его человек будет испытывать муки в этой и последней жизнях.
Поэтому каждый мусульманин, если он не хочет быть грешным, должен своевременно обеспечивать находящихся на его иждивении людей, никогда не задерживать их пропитание и не допускать равнодушия в этом деле.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам велел давать милостыню. Тогда один человек сказал:
— О Посланник Аллаха, у меня есть один динар.
— Дай нафаку себе (расходуй на себя), — сказал он.
— У меня есть еще и другой, — сказал он.
— Дай нафаку своему ребенку, — сказал он.
— У меня есть еще и другой, — сказал он.
— Дай нафаку своей жене, — сказал он.
— У меня есть еще и другой, — сказал он.
— Дай нафаку своей прислуге, — сказал он.
— У меня есть еще и другой, — сказал он.
— Сам знаешь, — сказал он».
Передали Абу Давуд, Насаи, Ибн Хиббан и Хāким.
Самое важное это обеспечить халалность источника нафаки. Мужу следует поручать жене, чтобы она раздавала другим оставшуюся излишнюю, скоропортящуюся еду. Это безусловно самый низкий уровень благотворительности. Такие дела женщина должна делать даже если ее муж не поручает ей. Муж не должен отдельно для себя, без семьи есть хорошую еду. Хорошо, когда добротную пищу едят все члены семьи, собравшись в одном месте.
6. Муж обязан изучить положения шариата относительно таких вещей, как хайз, нифас и истихаза, а также другие религиозные знания, и обучать им свою жену.
Всевышний Аллах в суре «Тахрим» смилостивился сказать следующее:
«О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня, растопкой которого являются люди и камни!» (аят 6).
Вышеупомянутый священный аят является ярким доказательством того, что воспитывать свою жену, своих детей религиозными личностями является долгом главы семьи перед Всевышним Аллахом. Среди людей бытуют такие новоявленные чуждые нам понятия, как «Знай себя, не трожь других». Однако по шариату муж ответственен за жену, с отца спрос за детей, и они ответят в Судный день перед Всевышним Аллахом.
Обучать жену религиозному учению и исламским адабам является одной из важнейших задач мужа. Если же жена перейдет рамки приличия, то муж должен по-доброму ее воспитать и принять соответствующие меры.
Муж серьезным образом обучает жену вероубеждению Ахлус сунна вал джамаъа[1]. Предпринимает меры по устранению имеющихся в ее сердце бидъы и суеверий. Приучает ее иметь обыкновение своевременно и с ихласом выполнять ибадаты. Наделяет ее основными знаниями в свойственных для женщин вопросах, таких как хайз, нифас и истихаза.
7. Муж обязан тщательно изучить все положения и адабы половой связи со своей женой и следовать им.
В силу того, что половое воспитание относится к кругу важнейших вопросов семейной жизни, Всевышний Аллах упомянул об этом в Священном Куръане. В своих хадисах Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам также уделял особое значение данной теме. Изучать и следовать учениям Всевышнего Аллаха и Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а при необходимости обучать им жену — долг мужа.
8. Муж должен быть снисходительным к своей жене.
Жена может где-то ошибиться, в таком случае муж должен ее прощать. Ему подобает относиться к своей жене с любовью, уважением и на основе нравственных приличий, обращаться к ней сладкоречиво, приветливо и с открытой душой. Мужу следует скрывать недостатки своей жены.
Всевышний Аллах в суре «Шууро» смилостивился сказать следующее:
«Кто же помилует и уладит, то воздаяние его — на Аллахе!» (аят 40).
Помилование — это значит великодушно простить преступившего, имея при этом возможность наказать его. Кто же помилует свою жену, имея возможность отомстить ей, и попытается исправить это дело и примириться, тому при Всевышнем Аллахе уготовлены награды и воздаяния.
Всевышний Аллах в суре «Бакара» смилостивился сказать следующее:
«И если простите — [это] ближе к богобоязненности. И не забывайте о благоволении между вами. Поистине, Аллах — то, что совершаете, Видящий» (аят 237).
В какую бы ситуацию мусульмане ни попадали, особенно муж и жена, они не должны забывать о существующих между ними чувствах и взаимном уважении.
Когда речь идет о том, что муж должен быть снисходительным по отношению к жене, всегда на память приходит история человека, отправившегося к почтенному Умару радияллаху анху пожаловаться на свою жену. Я много раз рассказывал ее людям. Сейчас же хочу перевести эту историю из книги «Семья без проблем»:
«Один человек пришел к Умару ибн Хаттабу пожаловаться по поводу скверного нрава своей супруги. Он стал дожидаться его у ворот его дома. Внезапно из дома до него донеслись звуки и стало слышно, как жена Умара повышает на него голос и ругает его. Умар молчал и не отвечал ей. Тот человек стал возвращаться обратно. Про себя он размышлял: “Если уж сам Умар, прославленный своей суровостью и величием, повелитель правоверных оказался в таком положении, то мне можно и не обижаться”. Тут вышел Умар и, увидев, что тот уходит, позвал его к себе и спросил:
— Какое у тебя было дело ко мне?
— О повелитель правоверных! Я приходил к Вам, чтобы пожаловаться на плохой нрав и скверный язык моей жены. Но узнав, что у Вас такая же жена, я сказал себе, “Если уж так обстоят дела с женой повелителя правоверных, то мне и подавно не стоит сетовать”, и возвращался было обратно.
Тогда Умар радияллаху анху посмотрел на него и сказал:
— О брат мой! Я терплю потому, что у нее есть права на меня (у меня перед ней обязательства). Она та, кто готовит для меня еду, печет мой хлеб, стирает мою одежду и кормит грудью моих детей. С ней я нахожу удовлетворение от харама. Поэтому я терплю ее слова и поступки.
— О повелитель правоверных! Моя жена такая же! — сказал тот человек.
— Раз так, будь же терпеливым по отношению к ней, о мой брат, это ненадолго, — сказал Умар радияллаху анху».
9. Муж должен совершать добро в отношении членов семьи своей жены.
В совершение добрых дел мужем для своей жены входят и благие поступки для ее родителей и других ее родственников. Таково требование шариата. Каждый мусульманин хорошо знает, насколько важно оказание добра родителям и поддерживание родственных связей. Отец мужа приходится жене отцом вместо родного отца, а мать — матерью вместо ее родной матери. Так же и для мужа отец супруги приходится как отец, а мать — как родная мать. Также и другие родственники, дяди, тети и прочие.
[1] Ахлус сунна вал джамаъа — досл. «Люди сунны и общины»; то есть представители основных четырех мазхабов суннитов по фикху, которых отличает вера в законность первых четырех халифов, в достоверность хадисов и которые составляют подавляющее большинство мусульман мира.
Из книги Счастливая Семья.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.