1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Счастливая семья

Обязанности жены. Часть 2.

11:30 / 04.10.2019 4760 Режим чтения + -

4. Женщине следует удовлетворять половые потребности мужа, когда он этого пожелает, если на то нет уважительных причин по шариату.  

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Когда муж позовет в постель свою жену, а она откажется, ангелы будут проклинать ее до рассвета». 

Передали трое. 

Под «уважительной причиной по шариату» понимается соблюдение фард-поста, состояние хайза или нифаса и похожие на эти состояния, при которых в религии запрещено вступать в половую близость. Будь то муж или жена, каждый в любое время, когда пожелают, должны иметь возможность удовлетворять свои половые потребности со своими халалными парами, в рамках семьи, будучи в никахе по шариату, халалным и чистым путем. В сущности, это как раз одно из преимуществ супружеской жизни и создания семьи. 

Когда муж зовет жену в постель, а она отказывается, тем самым женщина обесценивает одну из самых основных целей семьи, нанося вред здоровью, любви, милосердию, социальной и другим сторонам жизни. Со временем подобное поведение может привести к разладу и даже распаду семьи.

Поэтому этот вопрос в Исламе рассматривается как достойный особо важного внимания. Эту важность в настоящее время подтверждают специалисты в области медицины, психологии и социологии.

5. Женщина не должна впускать в дом человека, к которому испытывает неприязнь ее муж, и сажать его на место, куда обычно садится муж. 

Передается от Амра ибн Ахваса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Да будет вам известно! Воистину, у вас есть права на ваших жен, и у ваших жен есть права на вас. Ваше право на ваших жен это не дать ступить на ваше ложе (место сидения) человеку, к которому вы испытываете неприязнь, и не разрешать входить к вам в дом человеку, к которому вы испытываете неприязнь. 

Да будет вам известно! Их права на вас: сделать хорошими (превосходными) их одежду и их еду». 

Передал Тирмизи и назвал хадис «сахихом».

На этот вопрос делается особое ударение по той причине, что хотя многим такие права кажутся незначительными, тем не менее их нарушение всегда приводит к скандалам и распаду семей.

Невзлюбить кого-то это дело душевное. Само собой разумеется, мужчина огорчится и не сможет простить то, что его халал-супруга, с кем он делит одно ложе, проявляет благосклонность к человеку, к кому он испытывает неприязнь. Именно поэтому исламский шариат особо подчеркнуто излагает женщинам данный вопрос, разъясняет, что это является одним из самых важных прав мужа на нее и ее обязанностями перед ним.

6. Во всех делах и вопросах прилежно относиться к мужу.  

Передается от Муъаза ибн Джабала радияллаху анху:  

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Которая из жен станет причинять обиду (страдание) своему мужу в этом мире, непременно его жена из числа гурий (хурул ийн) скажет: “Не причиняй ему обид (страданий)! Да погубит тебя Аллах! Он всего лишь гостит у тебя. Скоро он оставит тебя и отправится к нам!”».

Передал Тирмизи и назвал хадис «хасаном». 

Этот благородный хадис является доказательством того, что женщина должна всегда хорошо относиться к своему мужу, а муж имеет право на то, чтобы жена не причиняла ему обид. Нужно очень хорошо осознать это право и стараться не попирать его.

7. Хранить себя для мужа. 

Здесь имеется в виду повиновение мужу и воздержание от того, что может разгневать его.

Всевышний Аллах в суре «Ахзаб» смилостивился сказать следующее:

«И обоснуйтесь в своих домах и не выставляйте напоказ свои украшения выставлением прежних времен джахилийи» (аят 33).

Безусловно, каждая муслима (мусульманка) должна прочно обосноваться и обжиться у себя дома. Ей повелевается сидеть дома, сохраняя свое достоинство, значимость и величие. При этом не нужно впадать в такое заблуждение, что «женщины не должны выходить из дома». Даже после ниспослания этого священного аята мусульманки выходили из своих домов. Они не только выходили из дома, но и путешествовали в далекие края. В этом аяте указывается на то, что основным местом женщины должен быть ее дом.

«…не выставляйте напоказ свои украшения выставлением прежних времен джахилийи».

В доисламские времена джахилийи женщины старались привлечь к себе внимание мужчин наряжаясь и одеваясь открыто. Выставляли напоказ себя, свое тело и свои женские прелести. Такое поведение называется табаррудж. Всевышний Аллах велит мусульманским женщинам не ходить полуобнаженными, в откровенных одеяниях, выставляя напоказ все свои женские прелести, подобно женщинам времен джахилийи. Это повеление касается каждой муслимы. 

8. Совершение гусла после хайза, нифаса и состояния джунуб (полового осквернения) по шафиъитскому и маликитскому мазхабам является одним из обязанностей жены. 

Если жена не совершила гусл после перенесенного ею хайза и нифаса, то мужу нельзя совершать с ней близость. Следовательно, он имеет право принудить жену совершить гусл. Женщина же в состоянии джунуб — полового осквернения должна как можно скорее совершить гусл и приступить к своим намазам.

9. Если муж уже дал махру муъаджжал (ранний махр), то, когда он предлагает жене отправиться с ним в путь, ее долгом является отправиться с ним в путь. 

То есть с выдачей жене ранее оговоренного махра утверждается и право мужа забрать с собой жену в путь.

10. Жена должна делать все с разрешения мужа. 

Везде во всех делах люди обычно спрашивают позволения руководителя. Так и жена, в связи с преобладанием прав мужа, должна делать все с позволения мужа. Муж является главой семьи и если жена будет приступать к чему-либо с позволения мужа, это принесет обоим сторонам только добро. Ибо муж является именно тем человеком, чьи права для жены самые первоочередные.

Передается от Аиши радияллаху анху:

«Я спросила Пророка саллаллаху алайхи васаллам: 

— Который из людей больше всех обладает правами на женщину? 

— Ее муж, — ответил он (саллаллаху алайхи васаллам).

Передал Насаи. 

В предыдущих хадисах мы увидели, что среди вещей, по которым женщина должна просить позволение мужа, есть и нафл — дополнительный пост. Из этого видно, что даже в поклонении Аллаху в некоторых случаях следует спрашивать позволение мужа.

Всевышний Аллах определил фардом для своих рабов — мужчин и женщин совершение хаджа один раз в течение всей жизни, когда они найдут такую возможность. Для женщин же, желающих совершить нафл-хадж, Аллах установил еще и условие — наличие разрешения мужа. Также женщина должна спрашивать разрешения мужа при даче милостыни, выходе из дома и прочих подобных вещах.

По шариату женщина имеет право навещать родителей, когда они здоровы, раз в неделю, даже без разрешения мужа. А в случае их болезни она может навещать их столько, сколько нужно.

11. Помогать мужу и заботиться о нем.

Праведная женщина должна быть помощницей мужу во всех семейных делах, ухаживать за ним, быть хранительницей его имущества, его чести и репутации, а также его детей. Супруге следует быть сострадательной к мужу, разделять радости и горести с ним, помогать ему во всем.

Передается от Али радияллаху анху:

«Фатима алайхимассалам пришла к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и пожаловалась на то, как доставалось ее рукам от ручной мельницы. До нее дошла весть о том, что к нему (саллаллаху алайхи васаллам) поступили слуги (для распределения). Ей же не достался ни один из них. Она упомянула об этом Аише. Когда же он (алайхиссалам) пришел, Аиша известила его (об этом). Он (саллаллаху алайхи васаллам) пришел к нам, когда мы уже легли в нашу постель. Мы начали вставать с места, но он сказал:

— Оставайтесь на месте, — и сел между мной и ней (Фатимой). Я даже почувствовал на своем животе холод его (алайхиссалам) ног. 

Тогда он (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: 

— Указать ли мне вам на лучшее, чем-то, о чем вы попросили? Когда ложитесь на свои бока, произнесите тридцать три раза тасбих, тридцать три раза хамд и тридцать четыре раза такбир. Это для вас лучше, чем слуга». 

Передали четверо. 

Не секрет, кем является прекрасная Фатима радияллаху анху — родная дочь Пророка алайхиссалам, предводительница женщин всего мира, супруга Али каррамаллаху ваджхаху. Она лично сама занималась домашними делами.

Как рассказывается в другой передаче хадиса, ее одежда была покрыта пылью от подметания двора, на шее был след от врезавшейся веревки водоносного бурдюка, все ее тело было пропитано дымом, руки были покрыты мозолью от того, что она молола муку ручной мельницей. Измучившаяся трудностями домашних хлопот Фатима радияллаху анха однажды услышала, что к ее отцу — Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибыли рабы и он распределяет их людям в качестве слуг.

С мыслями о том, дескать, когда другие имеют слуг, то и у нас они могли бы быть, она пошла к отцу жаловаться по поводу того, что ее руки стали мозолистыми от прокручивания ручной мельницы. Пророка алайхиссалам не оказалось дома. Пожаловавшись матери верующих Аише, Фатима радияллаху анха сказала, что узнала о прибывших к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам рабах. Затем она вернулась обратно домой, чтобы снова заняться домашними делами.

По возвращении Пророка алайхиссалам к себе домой, мать правоверных Аиша радияллаху анха рассказала ему о состоявшемся разговоре с Фатимой радияллаху анха. Несмотря на позднее время, Пророк алайхиссалам отправился к дочери. Был поздний час и Али с Фатимой радияллаху анхума расстелили свое ложе и уже легли спать. 

Увидев, что пришел Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, они начали было вставать с места. Однако Пророк саллаллаху алайхи васаллам не позволил им сделать это. Он сказал: «Оставайтесь лежать на вашем ложе» и, сев между ними, тут же перешел к делу. Он алайхиссалам сказал:

— Поведать ли мне вам о том, что лучше того слуги, о котором вы просили? Если каждую ночь, когда вы ложитесь в свою постель, станете произносить тридцать три раза «Субханаллах», тридцать три раза «Алхамдулиллах» и тридцать четыре раза «Аллаху Акбар», это для вас лучше, чем прислуга».

Некоторые наши улемы, принявшие этот хадис в качестве аргумента, утверждают, что заниматься домашними делами является для женщины ваджибом. Другие же отмечают, что если у мужа есть возможность, то он может и нанять прислугу.

Согласно ривайатам имама Бухари и имама Муслима рахматуллахи алайхима, Асма радияллаху анха, дочь Абу Бакра Сиддика радияллаху анху, рассказывает следующее:

«Когда Зубайр женился на мне, у него не было ни имущества, ни раба, ни чего-либо другого. У него был только верховой конь и животное, используемое для водозабора (из колодца). Я давала корм коню и выполняла все прочую работу по уходу за ним. Также я кормила и поила животное, используемое для водозабора (из колодца), выполняла и другие дела, в том числе, месила тесто. С расстояния в три фарсаха[1] я приносила дрова на голове. Абу Барк отправил мне рабыню. Ее хватило только на то, чтобы присматривать за лошадью. Я же почувствовала себя так, словно освободилась от рабства». 

 Справедливости ради нужно сказать, что в жизни встречаются и те, кто в этом вопросе выходит за рамки дозволенного. Немало и тех, кто обращается с женой, как с рабыней. Не секрет, что некоторые свекрови прямо заявляют: «Станешь мне рабыней — будешь жить (с мужем), нет — уйдешь». Безусловно, такое обращение совершенно недопустимо.

Некоторые ханафитские улемы отмечали, что ухаживать за мужьями является для женщин ваджибом. Следовательно, в этом вопросе как женщина, так и мужчина сами должны проявлять инициативу. Им следует вести хозяйство на основе взаимопомощи.

12. Совершать добро членам семьи мужа.

Добродеяние жены в отношении своего мужа вбирает в себя также совершение добра в отношении его родителей и других его родственников. Потому что добродеяния к ним шариат требует от самого мужа. Каждый мусульманин хорошо знает, насколько значимо совершение добра в отношении родителей и поддерживание родственных уз. 

Упомянутые выше добродеяния возлагаются и на жену как ее шариатский долг перед своим мужем. Исполнение этого долга является для каждой мусульманки честью и воздается савабом.

Из книги Счастливая Семья.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.



Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
Свадьба считается одним из рекомендованных шариатом обрядов, который проводится ради объявления о никахе молодоженов и нескольких других благих целей. Известно, читать полностью

2219 18:00 / 08.08.2019
..7. .hellipи матери ваших женhellip,Для зятя является харамным жениться на теще, а также на матерях как тестя, так и тещи. Они входят в группу запретных для никаха женщин читать полностью

3019 14:00 / 21.04.2019
14. Нафака mdash долг отца и право детей. Нафака детей, обеспечение их пропитанием, одеждой и местом жительства, является долгом отца. Требуется, чтобы все это было читать полностью

3509 11:30 / 09.10.2020
В шариате на основе Священного Куръана и Сунны изложен ряд обязательств жен перед мужьями в семье. Эти обязательства были определены не мужьями, а шариатом читать полностью

4722 11:30 / 28.09.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью