В Исламе семья воспринимается на той основе, что она состоит из супругов, родителей и детей. Семейные взаимоотношения устанавливаются на основе взаимного сотрудничества, любви и милосердия. При этом, прежде всего придается значение человеческим приличиям (адабам) и нравственности (ахлаку), а также выполнению социальных задач. В общечеловеческих вопросах мужчину и женщину рассматривают как равных индивидов. А в таких вопросах, как сотворение, физическое и душевное строение, к мужчине относятся исходя из его особенностей, а к женщине — исходя из ее особенностей.
1. Равенство ответственности в общесемейных делах.
Несмотря на то, что мужчина является главой семьи, женщина несет также равную ответственность в управлении семьей и обеспечении ее прочности. Они вместе управляют этими вопросами на основе супружеского совета.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Да будет вам известно, все вы руководители и понесете ответ относительно тех, кто (находится) под вашим руководством. Так, стоящий над людьми имам является руководителем и с него спросят о его подопечных. Муж является руководителем своей семьи и с него спросят о его подопечных. Женщина является руководителем в доме мужа и сына (мужа) и с нее спросят о ее подопечных».
Передали пятеро.
Из этого благородного хадиса видно, что и мужчина, и женщина несут ответственность за семью.
«Муж является руководителем своей семьи и с него спросят о его подопечных».
Быть главой семьи считается в Исламе большой честью, но это и большая ответственность: за семью, ее материальное, духовное, нравственно-воспитательное состояние, ее мирские и послемирские дела. Муж ответственен за пропитание жены и детей, за их одежду, обеспечение жильем, обучение, воспитание, нравственность, за их следование по пути Аллаха, за их безопасность и покой.
«Женщина является руководителем в доме мужа и сына (мужа) и с нее спросят о ее подопечных».
Быть хозяйкой в семье считается в Исламе большой честью, но это еще и большая ответственность: все внутренние дела семьи сосредоточены в руках хозяйки, находятся в ее распоряжении. Экономическое состояние семьи связано с ее рачительностью, бережливостью, с тем, что она не злоупотребляет и не растрачивает вверенные ей средства к существованию. Одно из дел величайшей ответственности — это рождение ребенка, благой уход и воспитание его полноценным человеком. Эту ответственность мусульманские женщины всегда выполняли с честью и достоинством. Словом, можно смело сказать, что ответственность мусульманки в семье несравненна ни с чем. Никто не может отрицать то важное место, которое занимает женщина в успешном развитии дел мужа. Недаром в народе говорят: «Добрая жена мужу венец, а злая — конец». Дело осталось лишь за тем, чтобы каждая мусульманка в полной мере поняла свою ответственность.
2. Равенство в разводе.
В вопросе распада семьи Ислам предоставил право развода — талака мужчине. Потому что мужчина считается главой семьи. Репутация семьи неразрывно связана с его репутацией. Именно поэтому мужчина много думает, прежде чем разрушить семью. Дети берут его имя, что побуждает мужчину по мере возможности сохранить семью. Для создания семьи все действия и расходы мужчина также берет на себя. Дает жене махр, готовит жилье, делает свадьбу и так далее.
Но это не говорит о том, что женщина против своей воли вынуждена жить в семье и что у нее нет права на развод. В Исламе женщина также имеет право на развод. Она делает это путем хулуъ. Слово «хулуъ» лексически чаще используется в значении «снимать одежду». В шариате же «хулуъ» означает развод жены с мужем посредством подачи с ее стороны жалобы. То есть если женщина хочет развестись с мужем, то она имеет право это сделать, обратившись с заявлением в суд (к кадийу).
3. Равенство в повиновении.
Для того чтобы семьи, живущие согласно исламскому шариату, полностью осознали суть равенства в повиновении, нам необходимо узнать, как этот вопрос решен у других народов.
В Европе покорность между мужем и женой не отличалась от рабства. Покорность жены мужу у них была похожа на торговое соглашение. Продажа мужем своей жены, ее покупка, сдача в аренду или выдача во временное пользование было обычным делом. Только после французской революции в 1791 году был издан закон, отменяющий это право. Согласно статье 213 нового закона жена должна была повиноваться мужу и жить там, где живет он. В соответствии со статьей 1388 данного закона любое условие, которое противоречит обязательному повиновению, аннулируется. До выхода «Гражданского кодекса Франции» в 1804 году, муж, в случае допущения со стороны жены ошибки, имел право запереть ее и обращаться с ней как с прислугой.
В законах других стран, помимо Франции, женщина также покорялась мужу только на основании того, что он являлся главой семьи.
Согласно исламскому шариату, повиновение в семье представляет собой покорность положению, внедренному Всевышним Аллахом. Мужчина, покорившись положению Всевышнего Аллаха, становится главой семьи и руководит ею согласно повелениям Аллаха. На этом же основании женщина покоряется мужу, а в том, что противоречит положению Аллаха, женщина мужу не подчиняется.
Передается от Али радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Нет повиновения в греховном. Воистину, повиновение только в добром».
Передали Бухари и Муслим.
Раз так, женщина, повинующаяся мужу в соответствии с шариатом, на самом деле повинуется не личности мужа, а повелению Всевышнего Аллаха. А в греховных по отношению к Аллаху деяниях она не повинуется никому.
В свою очередь муж тоже не имеет права требовать от жены то, что выходит за рамки повелений Аллаха.
4. Равенство в наследстве.
В те времена, когда во всем мире женщина даже не могла и подумать о наследстве, а в отдельных местах женщину даже делили в виде «наследства» вместе со скотом, Священный Куръан объявил о равенстве мужчины и женщины в получении наследства.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» смилостивился сказать так:
«Мужчинам — доля из того, что оставили родители и родственники. И женщинам — доля из того, что оставили родители и родственники: мало оно из того или много — такова предписанная доля» (аят 7).
В доисламских строях, в том числе и во времена джахилийи на Аравийском полуострове, малолетние дети и женщины были лишены права получать наследство. Согласно положению арабов джахилийи, на наследство имели право лишь те, кто мог держать в руках оружие и сражаться против врага, то есть достигшие зрелости мужчины. А остальные, в том числе малолетние дети и женщины, не были удостоены этого права. Ислам объявил наследство родственным правом, будь то мужчина или женщина, будь они взрослые или малолетние дети. Наследство делится между ними в соответствии со степенью родства, по решению шариата, кому сколько причитается, тот столько и получает.