1444 год 11 Джумадаул аввал (Джумадаул ула) | 2022 год 05 декабрь, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Счастливая семья

Права в пределах семьи.

09:30 / 18.09.2019 1619 Режим чтения + -

В Исламе семья воспринимается на той основе, что она состоит из супругов, родителей и детей. Семейные взаимоотношения устанавливаются на основе взаимного сотрудничества, любви и милосердия. При этом, прежде всего придается значение человеческим приличиям (адабам) и нравственности (ахлаку), а также выполнению социальных задач. В общечеловеческих вопросах мужчину и женщину рассматривают как равных индивидов. А в таких вопросах, как сотворение, физическое и душевное строение, к мужчине относятся исходя из его особенностей, а к женщине — исходя из ее особенностей.

1. Равенство ответственности в общесемейных делах. 

Несмотря на то, что мужчина является главой семьи, женщина несет также равную ответственность в управлении семьей и обеспечении ее прочности. Они вместе управляют этими вопросами на основе супружеского совета.

Передается от Ибн Умара радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Да будет вам известно, все вы руководители и понесете ответ относительно тех, кто (находится) под вашим руководством. Так, стоящий над людьми имам является руководителем и с него спросят о его подопечных. Муж является руководителем своей семьи и с него спросят о его подопечных. Женщина является руководителем в доме мужа и сына (мужа) и с нее спросят о ее подопечных». 

Передали пятеро.

Из этого благородного хадиса видно, что и мужчина, и женщина несут ответственность за семью.

«Муж является руководителем своей семьи и с него спросят о его подопечных».

Быть главой семьи считается в Исламе большой честью, но это и большая ответственность: за семью, ее материальное, духовное, нравственно-воспитательное состояние, ее мирские и послемирские дела. Муж ответственен за пропитание жены и детей, за их одежду, обеспечение жильем, обучение, воспитание, нравственность, за их следование по пути Аллаха, за их безопасность и покой. 

«Женщина является руководителем в доме мужа и сына (мужа) и с нее спросят о ее подопечных».

Быть хозяйкой в семье считается в Исламе большой честью, но это еще и большая ответственность: все внутренние дела семьи сосредоточены в руках хозяйки, находятся в ее распоряжении. Экономическое состояние семьи связано с ее рачительностью, бережливостью, с тем, что она не злоупотребляет и не растрачивает вверенные ей средства к существованию. Одно из дел величайшей ответственности — это рождение ребенка, благой уход и воспитание его полноценным человеком. Эту ответственность мусульманские женщины всегда выполняли с честью и достоинством. Словом, можно смело сказать, что ответственность мусульманки в семье несравненна ни с чем. Никто не может отрицать то важное место, которое занимает женщина в успешном развитии дел мужа. Недаром в народе говорят: «Добрая жена  мужу  венец, а злая — конец». Дело осталось лишь за тем, чтобы каждая мусульманка в полной мере поняла свою ответственность.

2. Равенство в разводе.

В вопросе распада семьи Ислам предоставил право развода — талака мужчине. Потому что мужчина считается главой семьи. Репутация семьи неразрывно связана с его репутацией. Именно поэтому мужчина много думает, прежде чем разрушить семью. Дети берут его имя, что побуждает мужчину по мере возможности сохранить семью. Для создания семьи все действия и расходы мужчина также берет на себя. Дает жене махр, готовит жилье, делает свадьбу и так далее.

Но это не говорит о том, что женщина против своей воли вынуждена жить в семье и что у нее нет права на развод. В Исламе женщина также имеет право на развод. Она делает это путем хулуъ. Слово «хулуъ» лексически чаще используется в значении «снимать одежду». В шариате же «хулуъ» означает развод жены с мужем посредством подачи с ее стороны жалобы. То есть если женщина хочет развестись с мужем, то она имеет право это сделать, обратившись с заявлением в суд (к кадийу).

3. Равенство в повиновении. 

Для того чтобы семьи, живущие согласно исламскому шариату, полностью осознали суть равенства в повиновении, нам необходимо узнать, как этот вопрос решен у других народов.

В Европе покорность между мужем и женой не отличалась от рабства. Покорность жены мужу у них была похожа на торговое соглашение. Продажа мужем своей жены, ее покупка, сдача в аренду или выдача во временное пользование было обычным делом. Только после французской революции в 1791 году был издан закон, отменяющий это право. Согласно статье 213 нового закона жена должна была повиноваться мужу и жить там, где живет он. В соответствии со статьей 1388 данного закона любое условие, которое противоречит обязательному повиновению, аннулируется. До выхода «Гражданского кодекса Франции» в 1804 году, муж, в случае допущения со стороны жены ошибки, имел право запереть ее и обращаться с ней как с прислугой.

В законах других стран, помимо Франции, женщина также покорялась мужу только на основании того, что он являлся главой семьи.

Согласно исламскому шариату, повиновение в семье представляет собой покорность положению, внедренному Всевышним Аллахом. Мужчина, покорившись положению Всевышнего Аллаха, становится главой семьи и руководит ею согласно повелениям Аллаха. На этом же основании женщина покоряется мужу, а в том, что противоречит положению Аллаха, женщина мужу не подчиняется.

Передается от Али радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Нет повиновения в греховном. Воистину, повиновение только в добром». 

Передали Бухари и Муслим.

Раз так, женщина, повинующаяся мужу в соответствии с шариатом, на самом деле повинуется не личности мужа, а повелению Всевышнего Аллаха. А в греховных по отношению к Аллаху деяниях она не повинуется никому.

В свою очередь муж тоже не имеет права требовать от жены то, что выходит за рамки повелений Аллаха.

4. Равенство в наследстве.

В те времена, когда во всем мире женщина даже не могла и подумать о наследстве, а в отдельных местах женщину даже делили в виде «наследства» вместе со скотом, Священный Куръан объявил о равенстве мужчины и женщины в получении наследства.  

Всевышний Аллах в суре «Ниса» смилостивился сказать так:

«Мужчинам — доля из того, что оставили родители и родственники. И женщинам — доля из того, что оставили родители и родственники: мало оно из того или много — такова предписанная доля» (аят 7).

 В доисламских строях, в том числе и во времена джахилийи на Аравийском полуострове, малолетние дети и женщины были лишены права получать наследство. Согласно положению арабов джахилийи, на наследство имели право лишь те, кто мог держать в руках оружие и сражаться против врага, то есть достигшие зрелости мужчины. А остальные, в том числе малолетние дети и женщины, не были удостоены этого права. Ислам объявил наследство родственным правом, будь то мужчина или женщина, будь они взрослые или малолетние дети. Наследство делится между ними в соответствии со степенью родства, по решению шариата, кому сколько причитается, тот столько и получает.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
10. Обряд акийка также относится к обязательствам родителей и правам ребенка на них. Среди множества других бесчисленных милостей, которыми наделен человек, читать полностью

2380 04:30 / 08.04.2020
11. Запирающийся на замок отдельный дом комната во дворе у мужа считается достаточным. То есть даже если в одном дворе находятся другие дома помещения, в которых читать полностью

1831 04:30 / 30.10.2019
.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказалmdash За мальчика mdash две овцы, похожие друг на друга, за девочку mdash одну овцу,. Передали четверо и Ахмад.Безусловно, читать полностью

1089 06:00 / 28.07.2020
Передается от Слима.Ибн Умар сделал обрезание мне и Нуъайму. Он зарезал за нас барана. Мы хвастались среди детей тем, что за нас зарезали барана,. Передал Бухари. читать полностью

2114 08:30 / 19.08.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Я студент Университета мировых языков в Ташкенте, обучаюсь в факультете корейской филологии. Учитель корейской литературы требует читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью