В приведенных выше строках мы изучили некоторые доводы-аргументы, призывающие к никаху. Безусловно, помимо указанных существует множество других доказательств, однако у нас нет возможности упомянуть их здесь. Полагаем, в этом смысле достаточно будет и того, что мы ознакомились с некоторыми из них.
В целом, по Исламу наиболее достойным считается жизнь в никахе. Таково и повеление Всевышнего Аллаха своим рабам: люди в этом мире должны жить, создавая семьи, будучи в халалном союзе, и удовлетворять свои половые потребности чистым, дозволенным путем. Мусульмане всегда строго следовали этим божественным указаниям.
В некоторых сообществах и конфессиональных организациях считается предпочтительным оставаться холостым, жить без никаха. Широкое распространение подобных взглядов привело к тому, что в этих странах чрезвычайно сократилась численность населения, люди стали уклоняться от создания семьи и рождения детей. Безусловно, это противоречит человеческой природе и, без сомнения, не имеет будущего.
На самом деле все так и произошло. Время показало, что люди, выступившие против вышеупомянутой религии, потребовали ее сохранения в стенах храмов и молитвенных домов, без привнесения ее в другие области жизни. Добившись удовлетворения своих просьб, они создали новые направления, в том числе и в отношениях между мужчинами и женщинами. Противопоставляя себя религиозным канонам, сталкиваясь с множеством притеснений в половой жизни, люди начали призывать к сексуальной свободе, считая прелюбодеяние предметом гордости, а создание семьи и жизнь в никахе пережитками прошлого и отсталостью.
В конце концов возникло множество проблем: распространились различные заболевания, нарушились устои семьи, в результате чего произошло ослабление социальных связей. Словом, человечеству был нанесен и продолжает наноситься огромный ущерб.
Будучи очевидцами происходящего, мы, мусульмане, должны осознавать, что являемся счастливыми людьми, в то время как другие народы испытывают мытарства, не зная, как устроить семейную жизнь. Наша религия обеспечила нас самым благополучным семейным устоем, который нам осталось только изучить и выполнять надлежащим образом.
Как было упомянуто выше, Ислам превратил человеческие отношения по никаху в самый священный союз, являющийся связью, построенной согласно повелению Всевышнего Аллаха, сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и при свидетельстве правоверных мусульман.
Всевышний Аллах предписал человеку никах прежде всего для того, чтобы жизнь человека была устроена на основе определенного порядка, целомудрия и чистоты, любви и симпатии, взаимного уважения и доверия. К тому же Всевышний Аллах сделал так, чтобы сберечь жизнь людей от различных беспорядков и разлада, от харамного и мерзкого и появляющихся как их следствие всякого рода напастей и бед.
Всевышний Аллах сделал никах сунной всех Своих пророков и превратил его в обычай Своих праведных рабов, валийев. Он предписал никах как самое пристойное и лучшее средство для увеличения человеческого рода.
Благодаря никаху, являющемуся священным союзом между мужчиной и женщиной, люди обретают новые родственные и социальные связи; укрепляются узы дружбы и милосердия, которые приносят удовольствие; укрощаются страсти человека, обеспечивая ему душевный покой и счастье. Благодаря никаху люди защищают свою честь, достоинство, репутацию, обретают почет и положение в обществе.
Никах – это знак цивилизованности, знатности, прогресса и первенства. Благодаря никаху человек сохраняет свое нравственное целомудрие и оберегает себя от харамного деяния – прелюбодеяния. Также с помощью никаха человек сохраняет чистоту своего рода. Ведь если бы не было никаха, то как определить, кто от кого родился.
Благодаря никаху строится добротный домашний очаг под названием семья. В нем живут супруги, связанные священным браком, а вместе с ними их сыновья и дочери, внуки и правнуки. Таким образом семья обретает особое значение и прочность, а государство, в результате появления таких родственных связей, – крепкое и сильное общество.
Если представить, что общество – это здание, то семья – это кирпичик здания. Несомненно, как не бывает здания без кирпичей, так и не бывает общества без семьи. Когда кирпичи красивые, то и здание будет красивым, если кирпичи будут прочными, то и здание будет прочным.
Как мы видим, создание семьи несет в себе много полезного. По этой причине в Исламе уделяется особое внимание призыву к никаху.
Все улемы, за исключением имама Шафиъи, называли никах ибадатом – поклонением Всевышнему Аллаху. Они утверждали: «Деяния, повеленные Аллахом и Его Посланником алайхиссаллам, становятся ибадатом. Никах же является как раз одним из таких деяний».
По приоритету никах может быть поставлен выше хаджа в случае, когда возникла вероятность прелюбодеяния. Те, на чью долю волею Аллаха выпало создание семьи, считаются удостоившимися великого счастья.
Передается от Анаса ибн Малика радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Кого в уделе Аллах наделил праведной женщиной, поистине, помог ему в половине его религии. [Теперь сам он] пусть проявляет богобоязненность во второй половине».
Передали Табарани и Хāким.
Передается от Анаса ибн Малика радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Кто женился, тот, поистине, сделал свой ийман наполовину совершенным. Пусть он проявит богобоязненность пред Аллахом в оставшейся половине».
Передали Табарани и Байхаки.
Согласно учению Ислама основой и целью семьи служат следующие понятия:
1. Семья создается ради достижения довольства Всевышнего Аллаха, чтобы украсить себя, стяжаясь нравами Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и исламскими адабами, которые не могут существовать вне семьи. Возьмем к примеру любовь, доброту, заботу, милосердие, кротость, справедливость и взаимопомощь. И в самом деле, разве не семья является основным местом проявления высокого нрава и его укрепления? Можно ли добиться этого вне семьи? Человек, создающий семью с намерением следовать аяту Всевышнего Аллаха и сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам, считается испол-няющим истинное поклонение.
2. Семейная жизнь и супружеские узы должны преследовать благородные цели. На семью нужно смотреть как на прекрасный коллегиальный совет, возлагающий на супругов великие и благородные обязанности.
Для исполнения своих обязанностей супругам необходимо проявлять усердие в горе и радости, трудностях и спокойной жизни. Им следует прилагать усилия по укреплению семьи, воспитанию достойных детей, тем самым принося пользу всей умме и своей родине. А это в свою очередь требует от каждого из нас добросовестного выполнения возложенных на нас задач, основанных на иймане.
3. Отношения между супругами должны быть построены на основе любви, поощрения, взаимопонимания, милосердия.
Союз по никаху дарит чувство душевного покоя, привязанности сердец друг к другу, постоянство и покой. Каждому человеку нужно приступать к созданию семьи только после того, как он осознает и впитает в себя эти истины.
Из книги «Счастливая семья»
..