8. Провозглашение азана[1] и икамы[2] в уши ребенка — долг родителей и право ребенка.
Всем известно, что азан это своего рода божественный гимн. Все знают, насколько велико благо этого деяния. Там, где провозглашают азан, есть изобилие, то место, где провозглашают азан, шайтан покидает. Именно поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в правое ухо новорожденного провозглашал азан, а в левое — такбир, и рекомендовал следовать этому своим сподвижникам. В провозглашении в уши новорожденного азана и такбира есть своеобразная символика и смысл. К тому времени уши новорожденного еще ничего не слышали. В этом обряде выражены мечты и желания, чтобы первое, что он услышит, было возвеличивание Всевышнего Аллаха фразой «Аллаху Акбар!», чтобы было божественное восхваление, чтобы этот ребенок всегда слышал хорошие и великие слова.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сам провозглашал азан в уши детей.
Передается от Абу Рофиъ радияллаху анху:
«Когда Фатима радияллаху анху родила Хасана ибн Али, я видел, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам провозглашал в его ухо азан».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Согласно этому хадису, провозглашение азана в правое ухо новорожденного, а икамы в левое является деянием мандуб[3]. Как же хорошо, когда первым, что услышит новорожденный, станет зикр[4] (поминание) Аллаха. Безусловно, это великое дело сопровождается свойственной ему баракой (благодатью).
Кроме этого, провозглашение в уши новорожденного азана и икамы имеет еще одну мудрость.
Передается от Хусайна:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда у кого-то рождается ребенок, и он провозглашает азан в его правое ухо и икаму в левое ухо, тому (ребенку) не сможет навредить Умму Сибйан».
Передал Абу Йаъла.
«Умму Сибйан» это категория джиннов, которые могут нанести вред детям. Они только тем и занимаются, что вредят детям. Однако если в уши ребенка провозгласят азан и икаму, то упомянутый джинн не сможет навредить ему. К тому же есть надежда, что азан и такбир будут благотворно воздействовать на душу и все тело ребенка.
[1] Азан (أذان) — досл. «уведомление», «извещение»; оповещение о наступлении времени фард-намаза с использованием определенных фраз. Азан провозглашается муаззином («оповестителем»).
[2] Икама (также икамат — اقامة) — досл. «поставление», «установление»; слова, провозглашаемые перед фард-намазами для призыва общины мусульман выстроиться в ряды. (Слова икамы те же, что и в азане, лишь с тем различием, что в икаме дополнительно произносится фраза «код коматис солат»). Икаму также называют такбиром.
[3] Мандуб (مندوب) — досл. «призыв совершить какое-либо дело»; рекомендуемое; некатегоричное требование предводителя шариата к последователю шариата совершать определенное действие.
[4] Зикр — поминание Аллаха, а также молитвенные слова поминания Аллаха.
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф