Общие супружеские права — это права, которые, с одной стороны, считаются правами, как мужа так и жены, а с другой — их обязанностью. Обе стороны, наряду с тем, что пользуются данными правами, точно также должны и соблюдать их как права своего спутника жизни.
1. Проживание супругов во взаимном добре.
Супруги должны проводить совместную семейную жизнь, желая друг другу только добра, оказывая посильную человечность и милосердие, что является соблюдением одного из их совместных прав. Такой образ счастливой жизни им повелел Сам Всевышний Аллах.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» смилостивился сказать следующее:
«…и живите с ними по достоинству. Если же вы возненавидели их, так быть может, в том, что вы ненавидите, Аллах заложил много добра» (аят 19).
Согласно учению Ислама, муж и жена должны чувствовать и проявлять друг к другу симпатию, любовь, сочувствие, сострадание, милосердие, заботу, дружбу и привязанность. Поэтому не следует сразу же переходить к притеснениям и угнетениям в отношении друг друга из-за конфликтов, возникших между супругами. Человеку, который хотел дать развод жене из-за того, что у него пропала любовь к ней, почтенный Умар ибн Хаттаб радияллаху анху сказал: «Горе тебе! Разве семьи не построены ради любви?! Где же соблюдение?! Где же ответственность?!»
Ученый-муфассир Ибн Касир рахимахуллах в тафсире фразы в аяте «и живите с ними по достоинству» сказал:
«Это означает: говорите им (женщинам) приятные слова, относитесь к ним хорошо, следите за своей внешностью, насколько это возможно».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Лучшие из вас те, кто лучше всех относится к своим женам. Я лучше всех из вас отношусь к своим женам».
Пророк алайхиссалам прекрасно обходился со своими женами, всегда жил с ними в радости, нежил их, оказывал им любезности, повышал их пособия, шутил и смеялся вместе с ними. И даже, чтобы угодить матери верующих Аише, соревновался с ней в беге.
Об этом наши мухаддисы приводят следующий хадис от самой матери Аиши радияллаху анха:
«До того, как я поправилась, я соревновалась в беге с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и обогнала его. Позже, когда я уже поправилась, мы снова бежали наперегонки и он, обогнав меня, сказал:
— Это “один — один” с прошлым разом».
Хадисов, похожих на это, много.
2. Халалность (дозволенность) супружеской жизни, получение наслаждения и покоя друг от друга.
Жена имеет такое же право получать половое и чувственное удовольствие от мужа, какое имеет муж получать от своей жены. Муж обязан удовлетворять в этом вопросе потребности жены так же, как и жена должна удовлетворять мужа. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда муж позовет свою жену в постель, а она откажется, то ангелы до утра будут проклинать ее».
Передали трое.
По существу это одна из основных привилегий в создании семьи и супружеской жизни. Будь то муж или жена, они имеют возможность удовлетворить свои половые потребности со своими халалными парами — законными супругами в рамках семьи, в никахе по шариату, халалным и чистым путем в любое время, когда они этого пожелают.
Имамы-мухаддисы передают от Абу Хузайфы радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам соединил братскими узами Салмана радияллаху анху с Абу Дарда радияллаху анху. Однажды Салман пошел навестить Абу Дарда и, увидев Умму Дарда в неопрятном, неухоженном виде, спросил:
— Что с тобой?
— У твоего друга Абу Дарда нет потребностей в мирском.
Подошел Абу Дарда и, поставив перед ним (Салманом) еду, сказал:
— Ешь, я пощусь.
— Я не стану есть, пока не будешь есть ты! — сказал (Салман радияллаху анху).
Тот поел. Когда наступила ночь, Абу Дарда встал и начал совершать намаз. Тогда Салман сказал ему:
— Ложись спать.
Тот лег спать. Затем снова встал и начал совершать намаз. Салман сказал:
— Ложись спать.
Тот лег спать. Когда ночь подходила к концу, Салман сказал:
— Теперь вставай.
Они оба совершили намаз. Затем Салман сказал ему:
— Поистине, у твоего Господа есть права на тебя, и у твоего нафса (у тебя самого) есть права на тебя, и у твоей жены есть права на тебя. Соблюдай права каждого правообладателя!
Тот пришел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и упомянул эти слова. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Салман сказал верно».
Во времена своего халифства почтенный Умар ибн Хаттаб радияллаху анху скрытно от других прогуливался по ночам с целью разузнать о положении людей. Так, однажды, когда он шел по улице, услышал, как в одном из дворов женщина декламирует двустишья о разлуке. Поинтересовавшись, он узнал, что муж той женщины отправился на войну в составе исламского войска.
Затем почтенный Умар послал человека спросить у своей дочери, матери верующих Хафсы: «Сколько времени женщина может вытерпеть без мужа?». Та ответила: «Четыре месяца». Узнав об этом, почтенный Умар издал указ не держать никого в рядах войск более четырех месяцев.
3. Вступает в силу межсватовское уважение.
Сватовские связи подобны родственным. Как и в родственных отношениях, в сватовских отношениях также имеют место почитание и уважение.
Жена по отношению к некоторым родственникам мужа, а муж к определенным родственникам жены — становятся харамными (запретными) с точки зрения никаха. Другими словами, на основе сватовства как по отношению к мужу, так и по отношению к жене появляются лица со стороны супруга, никах с которыми считается харамом.
Положение об этом озвучивается в Священном Куръане.
О женщинах, никах с которыми является харамом, Аллах азза ва джалла говорит:
«(Сделаны харамными вам) …матери ваших жен, и находящиеся под вашим покровительством ваши воспитанницы (падчерицы), которые от ваших жен, с которыми вы уже имели близость, — если же вы еще не имели близости с ними, то нет греха на вас, — и жены ваших сыновей, которые от ваших чресел; и совмещение вами двух сестер, разве что [это] уже произошло раньше. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!» (сура «Ниса», аят 23).
Всевышний Аллах в другом аяте говорит:
«И не заключайте никах с теми из женщин, с кем состояли в никахе ваши отцы, разве что [это] уже произошло раньше» (сура «Ниса», аят 22).
После ниспослания этого священного аята для сына заключение никаха с женщиной, с которой имел никах отец, стало харамным.
4. Супруги становятся друг другу наследниками.
Создание семьи и супружеские отношения устанавливают между мужем и женой право получать друг от друга наследство.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» смилостивился сказать следующее:
«И вам — половина того, что оставили ваши жены, если нет у них ребенка. Если же у них есть ребенок, то вам — четверть того, что они оставили, после [исполнения] завещанного, что завещают, или долга. И им [женам-вдовам] — четверть того, что вы оставили, если нет у вас ребенка. Если же у вас есть ребенок, то им — одна восьмая того, что вы оставили, после [исполнения] завещанного, что завещаете, или долга» (аят 12).
Этот священный аят проясняет шариатские положения (хукмы) о супругах в вопросе наследства и, конечно же, указывает на наличие двух ситуаций в отношении каждого мужа или каждой жены.
Хукмы о получении наследства в отношении мужа:
Если жены умерла и не оставила после себя наследников (детей), доля мужа в наследстве будет составлять половину оставленного ею имущества.
Если же жена оставила после себя наследников (детей), то мужу причитается одна четверть имущества.
Хукмы о получении наследства в отношении жены или жен:
Если муж умер и не оставил после себя наследников (детей), доля жены в наследстве будет составлять одну четвертую часть оставленного им имущества.
Если же муж умер и оставил после себя наследников, то жене или женам причитается одна восьмая часть из имущества.
5. Когда от них рождается ребенок, утверждается происхождение (родство).
Другими словами, супруги равны в правах на своих детей. Происхождение родившихся от них детей относится к ним обоим.
6. Не раскрывать супружеские секреты.
Семейная жизнь имеет свойственную ей святость, ценность и почитаемость. Безусловно, у супругов существуют свои секреты, о которых не должны знать другие. Следовательно, не расскрывать секреты перед другими это взаимное право супругов друг на друга, а также это их обязательство друг перед другом.
7. Совершать добро родителям и поддерживать родственные связи.
Благодаря считающимся священными супружеским узам, родители и родственники каждого из супругов для другого тоже становятся родителями и родственниками. В связи с этим совершать добро тестю, теще, свекру и свекрови, как своим родным родителям, становится долгом как для мужа, так и для жены. Муж обязан поддерживать родственные связи с родствениками жены на таком же уровне, на каком должна жена поддерживать родственные связи с родственниками мужа.
Из книги Счастливая Семья.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф