Знание означает разумное совершение действия. А разум означает способность осмысления всего осязаемого. Куръан призывает во всех делах использовать разум и резко критикует тех, кто этого не делает. В Куръане слова, связанные с разумом, встречаются 50 раз. А словосочетание «обладатели разума» приведено более 10 раз, что свидетельствует о том, что в Куръане разуму уделено большое внимание.
Куръан считает разум величайшей милостью.
«Поистине, в этом – действительно знамения для народа, что разумеет» («Раъд», 4).
«Действительно, Мы разъяснили знамения для людей, что убеждены» («Бакара», 118).
В других аятах речь идет о тех, кто не разумеет:
«Поистине, худшие из животных пред Аллахом – глухие, немые, которые не разумеют» («Анфал», 22).
«Или считаешь, что поистине, большинство их слышат или разумеют? Они ни что иное, как скоты! Нет, они больше заблудшие с пути» («Фуркан», 44).
Еще один аят напоминает, что не использование разума станет причиной тяжелых мучений в загробном мире:
«И скажут: «Если бы мы слушались или разу-мели, не были бы среди обитателей Саъийра (Огня)» («Мулк», 10).
Все это показывает, насколько высоко ценится разум в Исламе.