Как уже было сказано, Куръан был ниспослан не единовременно, а постепенно, с перерывами, на протяжении 23-х лет, иногда по одному аяту, а временами по несколько – до десяти аятов через вахий.
И это, конечно, не случайно. Здесь заключена великая мудрость, открывающая дорогу проникновению и утверждению, укреплению аятов в сердцах людей, лучшему их запоминанию, особенно не владевшими грамотой соратниками Пророка. Но дело не только в этом. Учитывались и происходившие вокруг события, условия того времени. Это, безусловно, повышало значимость и чудодейственную силу аятов, ниспосланных и воспринятых как убедительное Послание свыше.
Кроме того, если бы аяты священной Книги ниспосылались непрерывной чередой, неизбежно возникли бы трудности при усвоении изложенных в них многочисленных предписаний. Постепенное же низведение Куръана освободило мусульман от этих затруднений, облегчило им осмысление, овладение основными постулатами, ритуалами, всей глубиной содержания.
Другая важная сторона подобного ниспослания Куръана состояла в необходимости безболезненного, поэтапного освобождения людей от переходивших из поколения в поколение прежних порядков, традиций, обрядов, привычек и утверждения в их жизни новых, исламских основ и правил.
Еще одна мудрость постепенного ниспослания аятов заключается в том, что это было очень большое удобство для тех, кто выучивал наизусть (в особенности, для неграмотных сподвижников).
Надо отметить и следующее. До сих пор ни один другой народ в мире в своем письменном или устном творчестве не сумел создать что-либо подобное сурам Куръана. Это еще одно доказательство того, что они действительно являются словом самого Аллаха, притом не случайно обращенным к данному народу.
В предшествующий период и в пору ниспослания Куръана искусство слова – художественная литература, особенно поэзия, ораторство, проповедничество – было развито у арабов на самом высоком уровне. Ежегодно проходили традиционные праздники, общеплеменные собрания, которые сопровождались состязаниями представителей племен в поэзии и ораторском искусстве в местности Укоз, где члены авторитетного жюри определяли победителей.
Повышенное внимание арабов к словесному искусству и соответствующее высокое мастерство было вызвано двумя объективными причинами:
1. Обычно жизнь на природе, в песках под открытым небом располагает к мечтательности, а поэтическое восприятие действительности – любимое дитя мечты.
2. Арабы жили племенами, что, естественно, не могло не вызывать междоусобных войн, распрей и споров.
Даже в относительно спокойные периоды каждое племя в повседневной жизни стремилось выделиться, защитить свою честь и достоинство, продемонстрировать свое превосходство перед соседями. Таким мирным проявлением состязательности и являлись красноречие, поэтическое слово, достигшие расцвета, а их лучшие представители – всеобщей любви и почета.
Таким образом, чудесные аяты Куръана были ниспосланы именно такому народу. Так народам Аравийского полуострова посчастливилось первыми наполнять свои сердца словами Аллаха.
Теперь, руководствуясь логикой, зададимся вопросом: если бы слово Аллаха не способно было завораживать до такой степени искусных знатоков словесности, разве мог Куръан завоевать такую всеобъемлющую популярность?
Разве его суры не ошеломили даже самых проникновенных арабских поэтов? Их головы склонились, дар земных речей смолк перед гласом небесным.
Разумеется, Божественные слова не были восприняты всеми сразу и однозначно. Вожди и жрецы противились новой религии и пророчеству Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, смея называть Куръан то «обычными стихами», то «легендами древних народов», а самого Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам пытались представить то безумцем, то шарлатаном, то волшебником...
Однако все эти потуги закономерно оказывались тщетными.
Здесь уместно еще одно соображение. Упомянутые поэты и мастера устного слова всегда находили повод и возможность повергнуть соперника. И если уж так, то и Куръан мог рассматриваться как предмет соперничества. Но мы ранее писали об их реакции на ниспослание уже первых сур Куръана. Никто не смог сочинить ни одной фразы, превосходящей его аяты. Отчего же их творческий дар оказался бессильным? Почему же и позднее не появился какой-нибудь интриган, который заявил бы, будто «арабы, если бы захотели, то смогли бы написать книгу, равную Куръану?». В чем здесь причина?
В этом вопросе, несомненно, истина также на стороне Куръана. Ведь Аллах вначале и потребовал от усомнившихся арабов сочинить нечто подобное, о чем Он поведал нам в следующих аятах:
«Скажи: «Принесите же книгу от Аллаха, лучше наставляющую чем эти два, последую за ней, если вы – правдивые!». Если же не ответили тебе, то знай, что поистине, они следуют лишь за своими порочными страстями. И кто более заблужден, чем тот, кто последовал за своей порочной страстью без наставления от Аллаха? Поистине, Аллах не наставит на праведный путь народ несправедливый!» («Касас», 49-50).
Это истинно тем более, что подобные попытки все же предпринимались. Сей аят был ниспослан в то время, когда уже было известно 47 сур Куръана, и арабы из противников Ислама принялись за создание соперничающей с Куръаном книги. Но сделать этого им, разумеется, не удалось. В суре «Исра» данное обстоятельство подчеркивается особо:
«Скажи: «Непременно, если бы собрались люди и джинны, чтобы привести подобное этому Куръану, не привели бы подобного, даже если одни из них были другим помощниками» (аят 88).
Воистину, Куръан справедлив, и Аллах после этого аята, чтобы на втором этапе ниспослания аятов Куръана у людей не осталось никаких сомнений, вновь призывает их к бескорыстному «экзамену». Вот что мы читаем о том в суре «Худ»:
«Или говорят: «Измыслил его»? Скажи: «Приведите же десять сур, подобных ему, измышлённых, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы – правдивы! Если же не ответили вам, то знайте, что поистине, он ниспослан по знанию Аллаха, и что нет божества, кроме Него. Теперь-то станете мусульманами?» (аяты 13-14).
Сомневающиеся люди убедились в своем бессилии и перед этим условием Куръана. А на третьем этапе Куръан потребовал от них принести одну суру. Вот что говорит Аллах об этом в суре «Бакара»:
«И если вы в сомнении в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этой, и зовите ваших свидетелей, кроме Аллаха, если вы правдивые. Если же не сделаете, – ведь никогда не сделаете! – бойтесь же огня, чья растопка – люди и камни, что уготован для неверных» (аяты 23-24).
Слова такой силы и прямоты вправе обращать к людям только Всемогущий Аллах! Только Аллах, знающий творческий потенциал своих рабов, принял такое решение и огласил его открыто.
Словом, со времени явления людям Куръана миновало столько веков, за это время в бренный мир пришло и ушло так много богословов, ученых, поэтов! Но ни один человек не смог до сих пор сочинить что-то, способное хоть в какой-то мере поколебать высоты и достоинства слов Куръана – напротив, все больше и больше людей безоговорочно признают их и, прежде всего, Божественность их происхождения.
Чудо Куръана не ограничивается только изяществом и лаконизмом арабского языка. Аллах показал людям того времени, времени ниспосылания Куръана, и другие чудеса. Среди них было чудо предсказания. Приведем один пример. Аллах говорит в суре «Рум»:
«Алиф. Лаам. Мийм. Побеждены Румы в ближайшей земле. И они после своего поражения вскоре победят через несколько лет. Аллаху (принадлежит) дело до этого и после этого, и в тот день возрадуются верующие помощи Аллаха. Помогает, кому желает, и Он – Всемогущественный, Милосердный!» (аяты 1-5).
В пятом году пророчества Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам (это соответствует 613 г. христианского летосчисления) произошла большая и кровавая война между Персидской и Римской империями. Персией правил Хосров II, а Римом – Иераклий. Оба государства имели сильную армию, охватывали большие территории. Палестина, Сирия, Египет, часть Ирака и Малая Азия подчинялись Римской империи. Персы атаковали Рим с двух сторон: через реки Евфрат и Дажла на земли Сирии, со стороны Азербайджана и Армении – на Малую Азию. Толпы завоевателей-персов хлынули на восточную Римскую империю, одержали победу и преследовали их до моря. Они завоевали в Сирии все священные города христиан. В 614 году они заняли всю Палестину, в том числе и Иерусалим. Персы разгромили церкви, превратили в руины религиозные сооружения. Они устроили резню, уничтожив 26 тысяч иудеев и более 60 тысяч христиан. Во дворец персидского короля было доставлено 30 тысяч отрезанных голов.
Военные действия дошли и до Египта. В 616 году персы захватили долину Нила, затем атаковали Александрию. С другой стороны, они полностью захватили Малую Азию и дошли до пролива, до ее столицы – Константинополя. Куда бы ни ступала нога персов, они везде строили свои храмы огнепоклонства, вводя огнепоклонство вместо христианства. После этого большого поражения в ряде земель, принадлежащих Римской империи, возникли массовые восстания. Многие края в Африке и Европе, даже соседние с центральной властью, объявили о своем выходе из подчинения империи. Одним словом, Римская империя распалась, армия разошлась, казна опустела. Император Иераклий бежал в Кортожу, оставив столицу. Одурманенные победой персы выставили несколько унизительных условий. В частности, император был вынужден выплатить персам тысячу повозок золотом, столько серебра, шелка, тысячу лошадей и столько же женщин. Римская империя безоговорочно приняла все эти требования. Было подписано соглашение.
А когда римляне пришли к Хосрову, чтобы объявить о согласии выплачивать все это, он сказал: «Этого недостаточно. Хочу, чтобы император Иераклий сам в цепях пришел ко мне, бросил своего распятого бога и поклонился огню и солнцу».
Многобожники Мекки обрадовались поражению римлян и сказали мусульманам: «Вы и римляне – люди Писания, а мы и персы – нет. Мы тоже одержим победу над вами так же, как персы победили римлян». Вот тогда Аллах ниспослал первые аяты суры «Рум»
«Алиф. Лаам. Мийм. Побеждены Румы в ближайшей земле. И они после своего поражения вскоре победят через несколько лет. Аллаху (принадлежит) дело до этого и после этого, и в тот день возрадуются верующие помощи Аллаха. Помогает, кому желает, и Он – Всемогущественный, Милосердный!» (аяты 1-5).
Римляне потерпели поражение от персов. Это произошло в ближайшей земле от арабов. Земли римлян и персов расположены в непосредственной близости от Аравийского полуострова. И римляне после своего поражения вновь победят, через считанные годы. В тот день верующие обрадуются от победы, дарованной Аллахом римлянам. Аллах дает победу, кому желает. Он побеждает всех, Он – Милосердный.
После кровавой войны между персами и Римской империей, когда результаты этой войны были налицо, никто, кроме Аллаха, не смог даже думать о победе римлян. Любой человек, увидев, насколько сокрушительный удар был нанесен Римской империи, ни за что на свете не поверил бы в возможность победы римлян над персами уже через несколько лет. Так было. Мекканские идолопоклонники стали высмеивать эти аяты Куръана. Они мерили ситуацию своими мерилами, но им и в голову не приходило, что мерило Аллаха совсем другое.
Об этом сообщается в нескольких преданиях. Один из них передает великий толкователь Куръана, историк имам ибн Жарир Табари от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху:
«Идолопоклонники мечтали, чтобы персы победили римлян. А мусульмане хотели, чтобы победили римляне, потому что они были людьми Писания. Их религии были близки между собой.
Когда были ниспосланы аяты «Алиф. Лаам. Мийм. Побеждены Румы в ближайшей земле. И они после своего поражения вскоре победят через несколько лет», многобожники сказали:
«О Абу Бакр! Твой приятель говорит, что через считанные годы римляне победят персов, ты слышал?»
«Правильно говорит», – спокойно сказал Абу Бакр.
«Хочешь спорить с нами?» – спросили они. Они согласились на семилетний срок на четыре верблюда. Прошло семь лет. Ничего не изменилось. Многобожники стали радоваться, а мусульман охватила грусть. Абу Бакр рассказал Пророку саллаллаху алайхи васаллам о произошедшем. Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил:
«Сколько это, по-твоему, «бизъа» («несколько лет»)?». Абу Бакр ответил: «Меньше десяти». Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Иди, пусть удваивают количество верблюдов, а к сроку добавьте еще два года». Не прошло и двух лет, как пришла весть о том, что римляне взяли верх над персами. Мусульмане обрадовались».
Примечание: Тогда такой вид спора еще не был запрещен. Фраза «несколько лет» в аяте передана словом «бизъа», которое означает меньше десяти. Поэтому через семь лет, когда ситуация не изменилась, многобожники начали радоваться. Но Пророк саллаллаху алайхи васаллам глубоко верил, что пророчество аята обязательно сбудется. Поэтому повелел Абу Бакру удвоить награду спора. И слово Аллаха сбылось.
Да, как и сказано в аяте: «Как прежде, так и после все дела зависят от Аллаха».
И до поражения римлян, и после него – все в этом мире подчиняется воле Аллаха, так оно и будет вечно. Произойдет только то, что пожелает Аллах. Аллах говорил, что через несколько лет римляне победят. Это сбудется.
«и в тот день возрадуются верующие».
Так и было. Аллах даровал римлянам победу. Верующие обрадовались.
«Помогает, кому желает».
Аллах помогает тому, кому пожелает. Никто и ничто не сможет противостоять Его воле.
«и Он – Всемогущественный, Милосердный!»
Аллах побеждает всех, Аллах Милосерден ко всему. В назначенное время Аллах дал преимущество римлянам над персами, верующим – над многобожниками. В то время, когда были ниспосланы эти аяты, ни один человек на свете не мог даже представить себе победу римлян над персами, как и победу мусульман над идолопоклонниками. Но прошли сказанные в аяте считанные годы – девять лет – и римляне победили персов.
Точно так же, в битве при Бадре мусульмане одержали верх над противником, превосходящим их в несколько раз и по количеству, и по вооружению. Они добились победы, которая изменила ход человеческой истории. Им была дарована обещанная Аллахом победа. Мусульмане обрадовались.