Прощение всегда достойно уважения. Оно возвышает человека. И обладают этим качеством только люди разумные, терпеливые, способные переносить враждебность и обиды. Оно способно погасить зло в обидчике, ибо к нему отнесутся с пониманием, не отплатят тем же. К тому же это взаимовыгодное качество: ведь иногда мы сами, допуская ошибку, нуждаемся в терпимости и прощении других.
Часто сами совершаем ошибки и потом нуждаемся в прощении. Если мы не прощаем, нас тоже не будут прощать.
Если хотим отомстить обидчику, давайте отомстим добром. Ибо отвечать злу добром вызывает у него удивление, ставя его в затруднительное положение, после чего он тоже оставит вражду, превратится в друга. Поэтому во многих аятах Куръана Аллах хвалит прощение:
«А если простите и извините, и прощаете, то поистине, Аллах – Наипрощающ, Милосерд!» («Тагабун», 14).
Недаром в этой связи, поощряя верующих, Аллах говорит, что они
«…и отвращают добром зло» («Раъд», 22).
Аллах велит людям, причинявшим зло, ответить добром. Это искореняет у них вражду, заменяя ее добром. И вообще тем самым ослабляют зло и множат добро в мире:
«И не равнятся добро и зло. Отражай тем, которое прекраснее, и тогда тот, у которого между тобой и им вражда, как будто – друг близкий» («Фуссилат», 34).
Терпимость, склонность прощать, по Исламу, имеют свои границы: ведь есть люди, в коих злое неискоренимо. Ислам нашел решение к этому. С ними следует обращаться соответственно, но не преувеличивая. Но все-таки не следует забывать о возможности прощения:
«И если наказываете, то наказывайте подобным тому, чем вы наказаны. И действительно, если терпите, это непременно лучше для терпеливых» («Нахл», 126).
«И воздаяние зла – зло, подобное ему, а кто простит и уладит, то воздаяние его – у Аллаха. Поистине, Он не любит несправедливых!» («Шуро», 40).
Так разъясняет Ислам прощение. Мы знаем, что некоторые религии преувеличивают эту добродетель, выводя ее за пределы естества и здравого смысла. В Евангелии от Матфея говорится: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…».
В данной связи мы однажды спросили у американского богослова шейха Мухаммада Шала: «Не является ли христианство милосердней Ислама?». Ответ был таков: «Призыв Ислама – настоящий призыв души человеческой. И не будет преувеличением сказать, что он, конечно, обязательно согласится. Когда человек, имея возможность отомстить, прощает – это богоугодное, милосердное дело. Отнимая же вовсе право отомстить, мы лишаем человека естественного права выбора, который и делает его моральным. Навязываемое прощение всегда будет прощением поневоле. В Исламе же акт прощения рекомендуется при возможности отмщения. Вот почему прощение в Исламе во многих случаях превращается во взаимную преданность противостоящих прежде сторон, ибо они понимают, чего удалось избежать. Всепрощенчество же ни к чему хорошему обычно не ведет».