Аллах Всемогущий рассказал в священном Куръане в суре Бакара, почему неверные не устрашаются Его:
6. Поистине, тем, которые проявили неверие, все равно, увещеваешь (предостерегаешь) ты их или не увещеваешь (предостерегаешь), — они не уверуют.
То есть станешь ты устрашать или нет, для кафиров (неверных) от этого не будет проку, они все равно не уверуют. Потому что:
7. Запечатал Аллах их сердца и слух, а на очах у них — завеса. Для них [уготовано] великое наказание!
Аллах запечатал сердца неверных в наказание за распутство, соответственно их проступкам, и хидая уже не может воздействовать на них. Запечатал их уши и они уже не могут услышать наставление. На глаза их опустил завесу и они уже не видят праведный путь. Теперь их ждет великое страдание в Судный день. Как передает Ибн Абу Хатим от Ибн Амра, «сподвижники сказали Пророку саллаллаху алайхи васаллам:
— О Посланник Аллаха, мы читаем Куръан и мечтаем о чем‑то, вновь читаем Куръан и словно теряем надежду.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Сообщить вам об обитателях рая и об обитателях ада?
Сподвижники сказали:
— Да.
Тогда он алайхиссалам прочитал от “Алиф, Лаам, Миим…” до “… муфлихуун” и сказал:
— Это обитатели рая.
Сподвижники сказали:
— Мы надеемся, что будем из них.
Затем Пророк алайхиссалам прочитал от “Инналлазина кафаруу…” до “… азабун азим” и сказал:
— Вот эти — обитатели ада.
Когда сподвижники спросили:
— Не мы же, да?
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил:
— Да!»
В этих аятах сначала дается описание правоверных, а затем неверных, а в последующих аятах начинается описание третьей категории — мунафиков. Исходящая от мунафиков опасность огромна, так как не многим известно их истинное лицо. Поэтому Аллах начинает описание со вступления и описывает несколько присущих им качеств.
8. И среди людей — те, кто говорит: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Но они — не верующие.
В этом аяте указываются главные свойства мунафиков. Заявляя о том, что стали верующими, уверовав в Аллаха, в Судный день, они называют два великих убеждения, необходимых для верующего человека. На самом же деле они не верят ни в Аллаха, ни в Судный день.
Следовательно, демонстрировать наличие того, чего нет в сердце, является лицемерием.
В этом аяте отмечается, что они притязают на наличие у них иймана — веры в Аллаха (исходный момент вопроса вероубеждения) и веры в загробную жизнь (последний пункт вопроса вероубеждения). Тем самым словно говорят «Мы веруем во все необходимое в вопросах акийды».
9. [Они] пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают разве только самих себя и не чувствуют [этого].
То есть мунафики, хоть и не имеют в сердце иймана, все же пытаются обмануть Аллаха и правоверных посредством ложных утверждений. Но кому от этого польза, а кому вред? Они же вредят только себе. Выходит, они, сами того не осознавая, обманывают только себя. Потому что Всевышний и Всемогущий Аллах ведает обо всем, Его невозможно обмануть. А защиту правоверных Всевышний Аллах взял на Себя, поэтому в этом аяте Он ставит их в один ряд с Собой, говоря «...Аллаха и тех, которые уверовали».
Следовательно, вражда с правоверными мусульманами равна враждованию с Аллахом. Тогда почему же мунафики так поступают? Потому что:
10. В их сердцах — болезнь. И увеличил Аллах им болезнь! И им — горестное мучение за то, что лгали!
Значит, в сердцах мунафиков есть недуг — болезнь. Они испорчены изнутри. Подобно тому, как одна болезнь притягивает другую болезнь, так и Всевышний Аллах увеличил их недуг, так как их сердца больны. Из-за того, что они притязали на наличие в их сердцах того, чего у них нет, они впоследствии будут преданы горестным мучениям.
Из книги Тафсир Хилал
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.