Всевышний Аллах взял на себя обязанность оберегать Куръан
Священный Куръан, определение которого мы привели и прокомментировали выше, является божественной Книгой, в которую вот уже на протяжении пятнадцати веков веруют мусульмане, к которой бережно относятся, которую заучивают, передают из поколения в поколение, записывают в форме книги, читают в ибадатах и, наконец, которую соблюдают. Священный Куръан – единственная и неповторимая божественная Книга, которая сохранилась в том виде, в каком Всевышний Аллах ниспослал ее, и ни одна буква которой не была изменена со времени ее ниспослания.
Священный Куръан сохраняется в таком виде по милости Всевышнего Аллаха, ибо Сам Всевышний Аллах в суре «Хиджр» пообещал:
«Поистине, Мы ниспослали напоминание, и, поистине, Мы его непременно Оберегающие» (аят 9).
В соответствии с этим обещанием Всевышний Аллах защищает Свой Куръан с первых мгновений его ниспослания вплоть до наших дней, сохраняя без единого изменения, и будет оберегать вплоть до Судного дня. Ибо Он никогда не нарушает Своего обещания.
Мы же, Его немощные рабы, можем лишь размышлять о том, что исламская умма служит причиной непрерывного осуществления этого обещания Всевышнего Аллаха. Другими словами, мы видим, что Всевышний Аллах сделал мусульманскую умму служительницей для исполнения Своего обещания по сохранению Священного Куръана. В выполнении такой беспримерно великой обязанности Всесильный Всевышний Аллах Сам постоянно помогал исламской умме.
Великие сподвижники, первое поколение мусульман под руководством нашего Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, приняли Священный Куръан так, как пожелал того Всевышний Аллах: выучили его наизусть, читали и изучали его, всецело внедрили в жизнь и с достоинством передали последующему поколению это великое руководство, вверенное им.
При жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, наряду с другими тяготами, ответственность за сохранение Священного Куръана также ложилась на его плечи. Исламская умма, наряду с другими обязанностями, начала ощущать также ответственность за сохранность Священного Куръана после того, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам перенесся к Рафикул Аъла[1] (то есть предстал перед Аллахом). Чтобы сберечь слово Всевышнего Аллаха, которое является руководством для мусульман в этом и ином мирах, исламское сообщество объединилось вокруг нового лидера – халифа. И после этого в любых трудных ситуациях вся умма стала мобилизоваться под предводительством своих лидеров. Самое отрадное, что и тот, кто предлагал осуществить какое-либо дело в решении вопроса, связанного со Священным Куръаном, и тот, кто противился этому делу, и тот, кто оказывался меж двух огней, думали лишь о сохранении книги Всевышнего Аллаха.
В начавшихся после кончины Пророка саллаллаху алайхи васаллам войнах ридда многие сподвижники из числа хафизов Священного Куръана стали мучениками, что показалось почтенному Умару радиаллаху анху опасным с точки зрения сохранности Священного Куръана. Он пришел к мнению, что если кари будут продолжать погибать таким образом, то сохранности Священного Куръана будет причинен вред, и предложил халифу Абу Бакру Сиддику радиаллаху анху собрать Священный Куръан в виде единой книги. Однако Абу Бакр Сиддик радиаллаху анху подумал, что это дело будет во вред Священному Куръану. Он уперся, говоря, как можно делать то, чего не делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Мнения остальных сподвижников по данному вопросу также разделились. В результате продолжительных споров и прений все пришли к единому мнению и решили, что для сохранности Священного Куръана необходимо собрать его в форме единой книги. Вместе они разработали и согласовали план, условия, принципы осуществления этого великого дела, согласовали вопрос о тех, кто будет руководить этим процессом. Были собраны записи Священного Куръана, который хотя и был полностью записан при жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам, но оставался в разрозненном виде. Аяты и суры Куръана были записаны в упорядоченном виде. Собрав воедино все страницы с этими записями, их связали, назвали мусхафом и поместили в резиденции халифа.
Таким образом, было завершено важное дело, которое исламская умма выполнила для сохранения Священного Куръана. Это дело до сих пор приносит свои плоды.
«Тафсир Хилал» 30-джуз