В суре "Тауба" сказано:
7. Как может быть у многобожников договор перед Аллахом и перед Его Посланником?! Разве что у тех, с которыми вы договорились у Заповедной Мечети — и пока они верны вам, будьте и вы верны им. Поистине, Аллах любит богобоязненных.
То есть для мушриков не может быть никакого договора ни перед Аллахом, ни перед Его Посланником. Да и как можно заключать договор с теми, которые не верят в Аллаха, не совершают Ему ибадат и не признают пророчества Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?
«Как может быть у многобожников договор перед Аллахом и перед Его Посланником?!»
Договор может быть только с одной категорией из них, только с теми из мушриков, которые заключили договор с мусульманами у Заповедной Мечети, то есть при Худайбийи.
«Разве что у тех, с которыми вы договорились у Заповедной Мечети — и пока они верны вам, будьте и вы верны им».
Если они будут соблюдать договор, то и мусульмане станут придерживаться договора. Ранее уже было сказано, что только род Бани Хузайма ибн Амира проявил верность договору. А раз они остались верны договору, то и мусульмане должны соблюдать его. Потому что Ислам — это религия верности договору. Потому что:
«Поистине, Аллах любит богобоязненных».
А соблюдать верность договору считается одним из качеств богобоязненности.
Но у соблюдения верности договору тоже есть свои пределы. Нельзя, чтобы благо, называемое верностью договору, превратилось в источник вреда для мусульман. Ведь сами подумайте,
8. Как же [может быть договор с ними], когда, если одержат они верх над вами, не станут соблюдать перед вами ни договор, и ни обязательство? На устах добиваются довольства вашего, а сердца их отвергают. И большинство их — нечестивцы.
Какой может быть договор для мушриков перед Аллахом и Его Посланником, когда они сами не соблюдают верность договору? Устами они говорят хорошие речи и заключают с вами договор, но их сердца совсем не желают заключать договор и не хотят соблюдать верность этому договору. Они заключают договор, но когда находят возможность:
«…если одержат они верх над вами, не станут соблюдать перед вами ни договор, и ни обязательство».
Они совершают всякое зло, на которое способны. История свидетель этому. Всем хорошо известны жестокости, которые они чинили в отношении мусульман.
«И большинство их — нечестивцы».
Они те из людей, кто в религии выходит за предписанные Аллахом рамки. Это обстоятельство является главной причиной всех неподобающих дел.
9. Продали они аяты Аллаха за ничтожную цену и препятствовали на Его пути. Поистине, как же скверно то, что они делают!
Мушрики не приняли пришедшие для всех в равной степени аяты Аллаха и предпочли им ничтожную стоимость этого мира. Они подумали, что если пойдут по пути религии, то лишатся мирских благ или получат меньшую долю. Также они побоялись жертвовать милостыню — садаку из своего имущества в этом мире. Думая обо всем этом, они преграждали людям путь к Аллаху.
«Поистине, как же скверно то, что они делают!»
10. Не соблюдают они в отношении верующих ни клятву, ни обязательство. И они самые и есть преступающие.
Они могут соблюдать клятвы, договоры и обязательства в отношении других. Тем не менее, когда дело касается правоверного:
«Не соблюдают они в отношении верующих ни клятву, ни обязательство».
Потому что их сердца впитали дух враждебности по отношению к ийману и обладателям иймана.
Поэтому они вскакивают, когда слышат любые речи, касающиеся иймана. Где бы ни встретили правоверного, они совершают враждебные действия против него. Также они не соблюдают заключенные ранее договора и взятые обязательства.
«И они самые и есть преступающие».
Не может быть большего преступления, чем это. Но даже в этом случае, когда приходит время, правоверный человек прощает их и делает своими братьями.
11. Если же покаются и станут безупречно совершать намаз, и давать закāт, то [они] — братья ваши по религии. И Мы подробно разъясняем аяты для народа, что знает.
Они еще раз повторно призываются встать на верный путь. И пусть они проявляли столько вражды и ненависти, притесняли и угнетали, но нет намерения отомстить им или проявлять враждебность.
«Если же покаются и станут безупречно совершать намаз, и давать закāт, то [они] — братья ваши по религии».
Не будем упрекать их прошлыми делами. Главное, чтобы они знали. Ибо Мы:
«...подробно разъясняем аяты для народа, что знает».
А если и этого не будут знать, то пусть пеняют на самих себя:
12. И если нарушат свои клятвы после своего договора и станут порицать вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия! Поистине, нет клятв у них. Быть может, прекратят.
Если они по собственному согласию заключили договор, а потом сами же его и нарушили, более того, порицают вашу религию Ислам, то они являются предводителями — имамами неверия. И против них необходимо сражаться.
«И если нарушат свои клятвы после своего договора и станут порицать вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия!»
Потому что это люди, которые не соблюдают верность клятве. И война не для того, чтобы уничтожить их, а дабы остановить их враждебные действия.
«Поистине, нет клятв у них. Быть может, прекратят».
В этом священном аяте еще раз подчеркивается смысл, который был рассмотрен выше. После того, как Всевышний Аллах повелел применить крайнюю меру против мушриков, Он поясняет, почему дал такое распоряжение:
«Поистине, нет клятв у них. Быть может, прекратят».
Да, причиной применения решительных мер против мушриков на Аравийском полуострове стало то, что они сами проявили неверность договору и не прекратили своих злодеяний в отношении мусульман.
Из книги Тафсир Хилал.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.