Арабское слово «захирия» происходит от слова «захир», которое означает «поверхностный», «внешний», «видимый». То есть это когда явление или вообще что-либо рассматривается поверхностно, по внешнему облику, притом не придается значения его сути, основе и подлинному смыслу[1]. Такой подход случался и у некоторых из сподвижников. Для подтверждения наших слов приведем несколько примеров поверхностного, и даже буквального понимания некоторых аятов и хадисов. Передается от Адийя ибн Хатима радияллаху анху:
«Когда был ниспослан аят «Ешьте и пейте, пока не различится для вас белая нитка от черной нитки на рассвете», я сказал:
– О Посланник Аллаха, я кладу под свою подушку две веревки: белую веревку и черную веревку, чтобы отличить ночь от [начала] дня»
В другом предании сказано:
«– Смотрю ночью, а ведь не различить мне!».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Поистине, велика твоя подушка. Это же темнота ночи и белизна дня».
Передал Муслим. В этой передаче хадиса посредством изложения случая, имевшего место в период, когда только вступило в действие соблюдение поста, поясняется время прекращения сухура[2]. Как известно, Всевышний Аллах, дабы известить о положении относительно времени, когда нужно прекратить прием пищи для соблюдения поста, ниспослал следующий аят:
«Ешьте и пейте, пока не различится для вас белая нитка от черной нитки на рассвете» (Сура «Бакара», аят 187).
Когда был ниспослан этот аят, некоторые сподвижники, в частности, Адий ибн Хатим радияллаху анху не поняли, что «нитка», упомянутая в аяте, является аллегорией, обозначающей конец ночи и начало дня. Поэтому, восприняв смысл аята буквально, они стали совершать сухур, глядя на белую и черную веревки, пока те не становились различимы в темноте по мере приближения рассвета. Однако Адий ибн Хатим радияллаху анху заметил в своих действиях некий просчет и пожаловался на это Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Посланник Аллаха алайхиссалам объяснил, что под черной и белой нитками, упомянутыми в аяте, подразумеваются не веревки, а ночная темень и дневной свет.
Следовательно, сухур можно продолжать до начала рассвета – фаджр. Прекращение сухура с наступлением фаджра является ваджибом. В противном случае пост постящегося будет недействительным. Передается от Аиши радияллаху анха:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Быстрее встретится со мной из вас та, у которой длиннее руки».
[Аиша] сказала: «Так, мы мерили свои руки, чтобы узнать, у кого руки длиннее. Самая длиннорукая из нас была Зайнаб. Потому что она зарабатывала руками [рукоделием] и давала милостыню».
Передали Муслим и Бухари.
Аиша радияллаху анха сказала:
«Когда мы собирались дома у одной из нас после кончины Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, протягивали к стене свои руки, измеряя, чья рука длиннее. Так мы делали, пока не скончалась Зайнаб бинти Джахш – супруга Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Она была невысокой женщиной, была не выше нас.
В этом хадисе говорится, как матери правоверных ошиблись, буквально поняв слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а позднее поняли, что он имел в виду на самом деле.
После кончины последнего пророка Аллаха – Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, среди его сподвижников бывали случаи, когда они понимали какой-либо вопрос буквально, и бывало, когда они толковали и решали такие вопросы с учетом целей, мудростей религии и других факторов. В таких случаях сподвижники находили целесообразным придерживаться пути сторонников решения проблемы в соответствии с целями, мудростью Ислама и другими факторами.
«В день битвы с людьми Ямамы Абу Бакр послал за мной человека. Когда я приехал, рядом с ним находился Умар ибн Хаттаб. Так, Абу Бакр радияллаху анху сказал:
– Ко мне пришел Умар и сказал: «В день Ямамы убито много кари Куръана. Боюсь, что и в других местах будет много убиений кари. Как бы не ушла большая часть Куръана. Думаю, ты должен велеть собрать Куръан». Я сказал Умару: «Как сделаешь то, чего не делал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?» Умар сказал мне: «Клянусь Аллахом, это лучше». Он не переставал обращаться ко мне, пока Аллах не открыл мое сердце для того [дела], для чего открыл сердце Умара. Я счел нужным то, что счел нужным Умар». Зайд сказал: «Затем Абу Бакр сказал мне:
– Ты человек молодой, разумный. Мы не обвиняем тебя ни в чем. Ты записывал вахий[7] для Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Ищи и найди Куръан и собери его.
Клянусь Аллахом, даже если поставили бы на мои плечи одну из гор, для меня не было бы тяжелее, чем его повеление собрать Куръан. Я сказал ему:
– Как будете делать то, чего не делал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?!
Он сказал мне:
– Клянусь Аллахом, это – лучше.
[1] Захиритский мазхаб – малочисленные группы людей, которые при толковании Куръана и Сунны и вынесении из них шариатских положений, избрали путь, отличающийся от пути признанных уммой улемов-муджтахидов. Основателем этого мазхаба по фикху считается Давуд ибн Али Исфахани, которому было дано прозвище «аз-Захири», от арабского захир – «поверхностный», «внешний», «видимый» (отсюда и название мазхаба – Захирия). То есть явления и ситуации, описанные в Куръане и Сунне, рассматриваются приверженцами этого мазхаба «внешне», буквально, и притом сути, основе их и подлинному смыслу не придается значения, явные аллегорические и рациональные смыслы игнорируются. В вопросах методологии фикха (усулул фикх) захиритские факихи были противниками использования иных, помимо Куръана и Сунны, масдаров, из которых выводятся положения шариата. Этот мазхаб заявил о себе в мусульманском мире в X–XIII веках, когда представители его имелись как на востоке халифата, в частности, в Хорасане, так и на западе – в Андалусии. После XV века захириты постепенно исчезли. Однако в последующем, они появились в новом обличии, целенаправленно инициируя различные разногласия и противоречия в вопросах фикха, в частности среди широких масс-приверженцев ханафитского мазхаба. Но в практике фикха они все также опираются исключительно на буквальное понимание Куръана и Сунны, отрицая всякую возможность видеть в текстах скрытый смысл.
[2] Сухур – предрассветный (до наступления поры фаджр) прием пищи с целью подкрепиться и набраться сил для ибадата Аллаху – соблюдения поста от начала рассвета до заката солнца (магриб).
[3] Санад – досл. «опора»; опорный путь, который ведет к содержанию хадиса (т. е. цепочка передавших хадис лиц).
[4] Аллах азза ва джалла – досл. «Аллах, Всемогущий Он и Великий».
[5] Муртад – досл. «отклонивший», «отвергнувший», «отрекшийся»; вероотступник, то есть мусульманин, отрекшийся от веры и вышедший из Ислама.
[6] Кари – чтец и знаток Куръана, обладающий знаниями и навыками совершать кираат на основе таджвида.
[7] Вахий () – досл. «знамение и тайное слово»; указания Всевышнего Аллаха, ниспосланные Им Своим избранным рабам относительно хидаи и знаний сверхбыстрым, скрытным и сверхъестественным способом.
[8] Сура «Тауба», аяты 128–129, полный смысловой перевод которых таков: «Действительно, пришел к вам посланник из вас сами. Тяжко для него, что вы страдаете. [Он -] жаждущий вас, к верующим – кроток, милосерд. Если же отвернутся, то скажи: "Довольно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него. На Него я положился, и Он – Господь великого Трона!"».
Из книги Разногласия: причины и решения
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф