Арабское слово «завадж» означает «соединение»; «присоединение»; «объединение».
В Куръане сказано: «И сказали Мы: «О Адам! Поселись в раю вместе с женой своей и ешьте из (плодов) его вдоволь, когда (и где) пожелаете, но не приближайтесь к этому древу, а иначе окажетесь в числе несправедливых» (Бакара, 35).
Что же касается слова «ликах», то в обычном словоупотреблении оно является синонимом слова «ватъу» (совокупление), но может использоваться и в значении «заключение брачного договора». Гак, например, в Куръане сказано: «О те, кто уверовал! Если будете заключать браки (накахтум) с верующими женщинами, а потом разводиться с ними, прежде чем прикоснетесь к ним, не нужно вам отсчитывать для них установленный срок. Одаряйте их и отпускайте достойно» (Асхаб, аят 49).
В качестве шариатского термина слово «завадж» используется для обозначения заключения договора, целью которого является предоставление права вступления в фактические брачные отношения. Если же говорить о термине «никах», то, по мнению некоторых улемов, в прямом смысле это слово означает «совокупление», а в переносном – «заключение брачного договора». Имаму аш-Шафии приписывают противоположное по смыслу утверждение, а некоторые другие улемы считали, что данный термин имеет два прямых значения, одно из которых следует выбирать в зависимости от контекста. Имеется в виду, что в тех случаях, когда в Куръане или сунне слово «никах» используется без каких-либо дополнительных указаний, речь идет о совокуплении. Примером может служить айат, в котором говорится: «Не берите в жены тех женщин, на которых были женаты ваши отцы, если только это уже не случилось раньше. Поистине, это – мерзкое и ненавистное (дело) и скверный путь!» (Ниса, аят 22).
Из этого следует, что сыну запрещается вступать в половую связь с такой женщиной, с которой совершал половые сношения его отец. В другом же айате сказано: «Если же (муж) разведется (с женой в третий раз), то после этого она (будет оставаться) недозволенной для него, пока не выйдет замуж за другого» (Бакара, аят 230), и здесь имеется в виду заключение брака, а не половое сношение.
Из книги “Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”
..