1444 год 3 Джумадаул аввал (Джумадаул ула) | 2022 год 27 ноябрь, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Захиритский мазхаб. Часть 2

04:30 / 22.04.2020 2238 Режим чтения + -

Как видим, и во времена сподвижников среди них были те, кто считал недопустимым осуществлять дела, которые не делались при Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В этом хадисе Абу Бакр и Зайд ибн Сабит радияллаху анхума были сторонниками этого мнения. Но Умар ибн Хаттаб радияллаху анху всесторонне проанализировал проблему и мыслил на основе целей и мудростей нашей религии. Самое радостное то, что после свободных обсуждений все они пришли к единому мнению, оставив буквоедство, и стали действовать в рамках совета, в угоду целям шариата и соответственно общей сложившейся обстановке. Поколения мусульман последующих времен придерживались этого же пути. Но к великому сожалению, некоторые нынешние приверженцы захиритского пути взяли себе в девиз поступать абсолютно противоположно этому.

Исходя из такого подхода к делу, тех, кто считает для себя позволительным выносить положения не придавая значения глубоким смыслам аятов и хадисов, не учитывая скрытых в них замыслов при осмыслении Куръана и Сунны и выведении из них шариатских предписаний, не считаясь с целями и мудростями нашей религии, называют «захиритами» от словарного значения слова захир. Поэтому путь, которого они придерживаются, называется «захиритским мазхабом».

Мазхаб захиритов имеет присущие ему отличительные признаки – приверженцы этого мазхаба основное внимание уделяют непосредственно отдельному тексту и пониманию его смысла дословно. Им нет дела до целей, преследуемых в шариате. Захириты не обращают целенаправленного внимания на причины, мудрость и цели шариатских положений. Одним из главных признаков захиритов является отвергание ими кийаса. У них есть и другие, присущие им особенности. Но поскольку наша цель не заключается в изучении всех подробностей о них, мы не станем развивать эту тему.

В качестве основоположника захиритства обрел известность Давуд Захири (ум. в 270 г. х.). Что же касается Ибн Хазма, жившего в четвертом веке хиджры, он прославился как один из улемов захиритов. Эти два человека были заметными обладателями ума и знаний, написали ряд трудов. Однако ввиду их захиритских – поверхностных – способов выведения положений из Куръана и Сунны, они оставили после себя множество необычных положений, утверждений и комментариев, чем крайне удивили мусульманских улемов. Для ясности приведем примеры из странных иджтихадов Давуда Захири:

Первый пример:

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную [стоячую] воду; [ведь] затем совершит в ней гусл [полное омовение]».

В другой передаче сказано:

«Затем совершит из нее омовение».

Передал Бухари.

На основе этого хадиса все улемы пришли к единодушному мнению (иджмаъ): если в стоячую воду попадет наджас[1], она тоже превращается в наджас. Но Давуд Захири, вопреки всем, используя в качестве аргумента этот же хадис, высказал утверждения, идущие вразрез как с шариатом, так и с разумом. Улемы в резкой форме высказались по поводу таких его утверждений.

В своей книге «Ал-Маджмуъ» имам Навави пишет: «Наши собратья рассказали об удивительном мазхабе от Давуда ибн Али Захири Асфихани рахимахуллахи[2]. По их словам, Давуд говорил следующие слова, принадлежащие только ему одному:

«Если человек помочился в стоячую воду, то ему не дозволяется совершать омовение той водой. Ибо Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную воду; затем совершит в ней омовение». Это достоверный хадис. Но другому (кроме помочившегося) дозволено (совершать ею омовение). Потому как она (вода) не является наджасом относительно него. И если он помочится в какой-нибудь сосуд и выльет содержимое в воду или же помочится на берегу, а моча стечет в воду, тогда он может ею совершать омовение, так как он помочился не в саму воду, а в другое место. Также можно совершить омовение этой водой, если он испражнится в нее. Ибо он не мочился, а испражнился». Это также является крайне необоснованным и весьма извращенным утверждением».

Абдуррахман ас-Сухайм, автор книги «Итхафул кирам би шархи Умдатил ахкам», комментирует этот хадис, приводя вытекающие из него положения по упомянутому выше вопросу, а затем пишет:

«Здесь захириты совершили ошибку:

Во-первых, по поводу слов Пророка саллаллаху алайхи васаллам «Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную воду», они говорили:

а) они (слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам) не относятся к человеку, который собрался помочиться в сосуд, вылить его (содержимое) в воду и использовать ее (эту воду);

б) не включают в себя отвращение от использования воды, вблизи которой он помочился, а моча стекла в воду.

в) также не включает в себя отвращение от использования той воды относительно человека, который не намеревался использовать эту воду.

Таким образом захириты выставили себя на посмешище. К тому же улемы выступили со словами опровержения против них, а некоторые резко поносили их. Я включил этот вопрос в книгу, дабы это стало назиданием для искателей знаний».

Резюмируя, можем сказать, что из хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в котором он сказал: «Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную воду; затем совершит в ней гусл», а в другой передаче сказал: «Совершит из нее омовение», вытекают следующие выводы:

– Преобладающее большинство факихов из этого хадиса вывели положение: «если в стоячую воду попадет наджас, она тоже превращается в наджас». Они уподобили моче все другие нечистоты – вещества, относящиеся к наджасу. Хотя в хадисе упоминается только моча, улемы, исходя из цели шариата отстаивать интересы людей, приобщили к ней все другие виды наджаса, могущие нанести вред людям. Они учитывали цели, мудрость хадиса и недостатки положения.

– А захириты смотрели только на внешнюю сторону – буквальный смысл хадиса. Их захиризм – поверхностное восприятие – привел их к ошибке. Они подразумевали только мочу и мочеиспускание непосредственно в воду. В результате они допустили несколько серьезных ошибок:

1. Утверждение о том, что если мочиться в сосуд, а потом из него вылить мочу в стоячую воду, то этой водой могут воспользоваться как мочившийся, так и другие. Они это аргументировали тем, что в хадисе сказано «мочится в воду», а не «выльет мочу из сосуда в воду».

2. Утверждение о том, что если человек мочится вблизи от воды и моча стечет в воду (непроточную), этой водой могут пользоваться как мочившийся, так и другие. Они аргументировали это тем, что в хадисе не сказано «если моча стечет в воду с грунта».

3. Утверждение о том, что если кто-то помочится в стоячую воду, то другие люди, кроме него самого, могут использовать эту воду. В хадисе сказано «не мочится в непроточную воду; затем совершит в ней гусл». («Затем совершит из нее омовение»). А они истолковали это так: в хадисе говорится «о недопустимости совершать омовение той водой человеку, который мочился в воду», но не сказано «и человеку, не мочившемуся в воду».

4. Утверждение о том, что все другие нечистоты, кроме мочи, при попадании в непроточную воду не запрещают пользования этой водой. Ибо в хадисе не сказано о других нечистотах, кроме мочи.

5. Утверждение о том, что после испражнения в стоячую воду допускается ее использование для омовения и других потребностей. Так как в хадисе не сказано ни слова про испражнение.

Второй пример:

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: – Никах[3] не заключается c [молодой] женщиной, пока не будет переговорено [с ней]. И никах не заключается с девственницей, пока не будет получено ее позволение [согласие].

Спросили:

– О Посланник Аллаха, а каким будет ее позволение [согласие]?

 Он сказал:

– Ее молчание».

Передали пятеро. В другой передаче сказано:

«[Молодая] женщина обладает бóльшими правами на себя, чем ее представитель. А у девственницы спрашивается о ее согласии. Ее согласие – ее молчание».

Преобладающее большинство мусульманских улемов вывели из этого хадиса следующие положения:

– Если женщина, о которой идет речь, является разведенной, то она должна сказать о своем согласии открыто, вслух. Ибо она уже была замужем, имеет опыт жизни в браке, обсуждала вопросы супружеских взаимоотношений. Теперь ее не смутят открытые разговоры на эту тему.

– Если речь идет о замужестве девушки (девственницы), то здесь необходим несколько иной подход – требуется деликатность и такт. Если она ответит открыто, то это ее дело. Тогда поступят согласно ее ответу. Но если она промолчит, то это будет знаком согласия.

– Мусульманские девушки воспитываются в рамках благопристойности, нравственности, застенчивости, целомудрия, уважения и скромности. И поэтому, смущаясь обсудить вопрос о своем браке с отцом, близкими родственниками, они помалкивают. По этой причине молчание из-за стеснения благовоспитанной девушки считается ее согласием.

– Но если ее молчание сопровождается признаками несогласия, протеста, то такое молчание нельзя считать согласием.

Однако самый видный представитель захиритов Ибн Хазм Захири, вопреки мнению всех улемов, считает так: «Никах (брак) будет недействительным, если девушка произнесет слово, означающее ее согласие». В своей книге «Мухалла», в главе «Вопрос согласия женщины в никахе», он пишет:

«Задача: Согласие каждой женщины (ранее состоявшей в браке) на никах бывает только выражающей ее согласие речью. А согласие девственницы выражается только ее молчанием. Если она промолчит, то непременно тем самым она дала свое согласие и никах для нее будет необходим. Если же она произнесет слова согласия или несогласия, либо что-либо другое, то брачные узы с ней не заключаются. Такое действие аргументируется словами Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Ее позволение – молчание». И еще одним хадисом, переданным Муслимом: …Передается от Абу Хурайры радияллаху анху: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Никах не заключается c [молодой] женщиной, пока не будет переговорено [с ней]. Никах не заключается с девственницей, пока не будет получено ее позволение [согласие]». Спросили: «О Посланник Аллаха, а каким будет ее позволение [согласие]?»

 Он сказал: "Ее молчание"».

Мухаммад ибн Хазм Захири не только написал свое странное заключение о том, что брачные узы с девушкой не заключаются, если она «произнесет слова согласия или несогласия, либо что-либо другое», но и написал слова, обвиняющие всех улемов, утверждавших противоположное, в бестолковости и даже в противоречии Пророку алайхиссалам и его сподвижникам.

 

[1]Наджас – нечистоты; скверна; в шариатском понимании, то, что при соприкосновении с телом человека приводит в состояние ахдас – отсутствие омовения.

[2]Рахимахуллахи – досл. «Да помилосердствует его Аллах».

[3]Никах () – досл. «соединение», «совокупление», «объединение»; никах – это соединение двух представителей противоположного пола, которым на основе шариата дозволяется намеренно предаваться сладострастию. Никах – заключение брака по шариату; никах заключается посредством хутбы – брачной проповеди.

Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникамПОСТАНОВЛЕНИЕ 2 22 О выплате закята с недвижимости и читать полностью

3220 04:05 / 04.01.2017
Собирание `ильм Усуль альФикх осуществлялось на основе трех методов, которые вкратце поясним вместе с их особенностями.А альФукахacirc мн.ч. от факих ndash законовед читать полностью

4236 04:28 / 04.01.2017
Хвала Аллаху, Господу миров Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникамПОСТАНОВЛЕНИЕ 31 64 О читать полностью

3420 04:13 / 04.01.2017
Хвала Аллаху, Господу миров Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникамПОСТАНОВЛЕНИЕ 15 33 Об читать полностью

3091 04:04 / 04.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Я студент Университета мировых языков в Ташкенте, обучаюсь в факультете корейской филологии. Учитель корейской литературы требует читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум 1 Позволительно ли мне возглавлять таравихнамаз при совершении его дома с младшим братом, если я не могу соблюдать пост2 Позволительно ли читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы создали программу, оповещающую о наступлении времени намаза. Хвала Всевышнему Аллаху, программа стала довольно популярной за короткий читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум, уважаемая коллегия .Спросите людей зикра, Да одарит вас Аллах благодатью. Наставники, мы, несколько человек, собираемся и совершаем читать полностью