Как видим, и во времена сподвижников среди них были те, кто считал недопустимым осуществлять дела, которые не делались при Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В этом хадисе Абу Бакр и Зайд ибн Сабит радияллаху анхума были сторонниками этого мнения. Но Умар ибн Хаттаб радияллаху анху всесторонне проанализировал проблему и мыслил на основе целей и мудростей нашей религии. Самое радостное то, что после свободных обсуждений все они пришли к единому мнению, оставив буквоедство, и стали действовать в рамках совета, в угоду целям шариата и соответственно общей сложившейся обстановке. Поколения мусульман последующих времен придерживались этого же пути. Но к великому сожалению, некоторые нынешние приверженцы захиритского пути взяли себе в девиз поступать абсолютно противоположно этому.
Исходя из такого подхода к делу, тех, кто считает для себя позволительным выносить положения не придавая значения глубоким смыслам аятов и хадисов, не учитывая скрытых в них замыслов при осмыслении Куръана и Сунны и выведении из них шариатских предписаний, не считаясь с целями и мудростями нашей религии, называют «захиритами» от словарного значения слова захир. Поэтому путь, которого они придерживаются, называется «захиритским мазхабом».
Мазхаб захиритов имеет присущие ему отличительные признаки – приверженцы этого мазхаба основное внимание уделяют непосредственно отдельному тексту и пониманию его смысла дословно. Им нет дела до целей, преследуемых в шариате. Захириты не обращают целенаправленного внимания на причины, мудрость и цели шариатских положений. Одним из главных признаков захиритов является отвергание ими кийаса. У них есть и другие, присущие им особенности. Но поскольку наша цель не заключается в изучении всех подробностей о них, мы не станем развивать эту тему.
В качестве основоположника захиритства обрел известность Давуд Захири (ум. в 270 г. х.). Что же касается Ибн Хазма, жившего в четвертом веке хиджры, он прославился как один из улемов захиритов. Эти два человека были заметными обладателями ума и знаний, написали ряд трудов. Однако ввиду их захиритских – поверхностных – способов выведения положений из Куръана и Сунны, они оставили после себя множество необычных положений, утверждений и комментариев, чем крайне удивили мусульманских улемов. Для ясности приведем примеры из странных иджтихадов Давуда Захири:
Первый пример:
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную [стоячую] воду; [ведь] затем совершит в ней гусл [полное омовение]».
В другой передаче сказано:
«Затем совершит из нее омовение».
Передал Бухари.
На основе этого хадиса все улемы пришли к единодушному мнению (иджмаъ): если в стоячую воду попадет наджас[1], она тоже превращается в наджас. Но Давуд Захири, вопреки всем, используя в качестве аргумента этот же хадис, высказал утверждения, идущие вразрез как с шариатом, так и с разумом. Улемы в резкой форме высказались по поводу таких его утверждений.
В своей книге «Ал-Маджмуъ» имам Навави пишет: «Наши собратья рассказали об удивительном мазхабе от Давуда ибн Али Захири Асфихани рахимахуллахи[2]. По их словам, Давуд говорил следующие слова, принадлежащие только ему одному:
«Если человек помочился в стоячую воду, то ему не дозволяется совершать омовение той водой. Ибо Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную воду; затем совершит в ней омовение». Это достоверный хадис. Но другому (кроме помочившегося) дозволено (совершать ею омовение). Потому как она (вода) не является наджасом относительно него. И если он помочится в какой-нибудь сосуд и выльет содержимое в воду или же помочится на берегу, а моча стечет в воду, тогда он может ею совершать омовение, так как он помочился не в саму воду, а в другое место. Также можно совершить омовение этой водой, если он испражнится в нее. Ибо он не мочился, а испражнился». Это также является крайне необоснованным и весьма извращенным утверждением».
Абдуррахман ас-Сухайм, автор книги «Итхафул кирам би шархи Умдатил ахкам», комментирует этот хадис, приводя вытекающие из него положения по упомянутому выше вопросу, а затем пишет:
«Здесь захириты совершили ошибку:
Во-первых, по поводу слов Пророка саллаллаху алайхи васаллам «Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную воду», они говорили:
а) они (слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам) не относятся к человеку, который собрался помочиться в сосуд, вылить его (содержимое) в воду и использовать ее (эту воду);
б) не включают в себя отвращение от использования воды, вблизи которой он помочился, а моча стекла в воду.
в) также не включает в себя отвращение от использования той воды относительно человека, который не намеревался использовать эту воду.
Таким образом захириты выставили себя на посмешище. К тому же улемы выступили со словами опровержения против них, а некоторые резко поносили их. Я включил этот вопрос в книгу, дабы это стало назиданием для искателей знаний».
Резюмируя, можем сказать, что из хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в котором он сказал: «Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную воду; затем совершит в ней гусл», а в другой передаче сказал: «Совершит из нее омовение», вытекают следующие выводы:
– Преобладающее большинство факихов из этого хадиса вывели положение: «если в стоячую воду попадет наджас, она тоже превращается в наджас». Они уподобили моче все другие нечистоты – вещества, относящиеся к наджасу. Хотя в хадисе упоминается только моча, улемы, исходя из цели шариата отстаивать интересы людей, приобщили к ней все другие виды наджаса, могущие нанести вред людям. Они учитывали цели, мудрость хадиса и недостатки положения.
– А захириты смотрели только на внешнюю сторону – буквальный смысл хадиса. Их захиризм – поверхностное восприятие – привел их к ошибке. Они подразумевали только мочу и мочеиспускание непосредственно в воду. В результате они допустили несколько серьезных ошибок:
1. Утверждение о том, что если мочиться в сосуд, а потом из него вылить мочу в стоячую воду, то этой водой могут воспользоваться как мочившийся, так и другие. Они это аргументировали тем, что в хадисе сказано «мочится в воду», а не «выльет мочу из сосуда в воду».
2. Утверждение о том, что если человек мочится вблизи от воды и моча стечет в воду (непроточную), этой водой могут пользоваться как мочившийся, так и другие. Они аргументировали это тем, что в хадисе не сказано «если моча стечет в воду с грунта».
3. Утверждение о том, что если кто-то помочится в стоячую воду, то другие люди, кроме него самого, могут использовать эту воду. В хадисе сказано «не мочится в непроточную воду; затем совершит в ней гусл». («Затем совершит из нее омовение»). А они истолковали это так: в хадисе говорится «о недопустимости совершать омовение той водой человеку, который мочился в воду», но не сказано «и человеку, не мочившемуся в воду».
4. Утверждение о том, что все другие нечистоты, кроме мочи, при попадании в непроточную воду не запрещают пользования этой водой. Ибо в хадисе не сказано о других нечистотах, кроме мочи.
5. Утверждение о том, что после испражнения в стоячую воду допускается ее использование для омовения и других потребностей. Так как в хадисе не сказано ни слова про испражнение.
Второй пример:
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: – Никах[3] не заключается c [молодой] женщиной, пока не будет переговорено [с ней]. И никах не заключается с девственницей, пока не будет получено ее позволение [согласие].
Спросили:
– О Посланник Аллаха, а каким будет ее позволение [согласие]?
Он сказал:
– Ее молчание».
Передали пятеро. В другой передаче сказано:
«[Молодая] женщина обладает бóльшими правами на себя, чем ее представитель. А у девственницы спрашивается о ее согласии. Ее согласие – ее молчание».
Преобладающее большинство мусульманских улемов вывели из этого хадиса следующие положения:
– Если женщина, о которой идет речь, является разведенной, то она должна сказать о своем согласии открыто, вслух. Ибо она уже была замужем, имеет опыт жизни в браке, обсуждала вопросы супружеских взаимоотношений. Теперь ее не смутят открытые разговоры на эту тему.
– Если речь идет о замужестве девушки (девственницы), то здесь необходим несколько иной подход – требуется деликатность и такт. Если она ответит открыто, то это ее дело. Тогда поступят согласно ее ответу. Но если она промолчит, то это будет знаком согласия.
– Мусульманские девушки воспитываются в рамках благопристойности, нравственности, застенчивости, целомудрия, уважения и скромности. И поэтому, смущаясь обсудить вопрос о своем браке с отцом, близкими родственниками, они помалкивают. По этой причине молчание из-за стеснения благовоспитанной девушки считается ее согласием.
– Но если ее молчание сопровождается признаками несогласия, протеста, то такое молчание нельзя считать согласием.
Однако самый видный представитель захиритов Ибн Хазм Захири, вопреки мнению всех улемов, считает так: «Никах (брак) будет недействительным, если девушка произнесет слово, означающее ее согласие». В своей книге «Мухалла», в главе «Вопрос согласия женщины в никахе», он пишет:
«Задача: Согласие каждой женщины (ранее состоявшей в браке) на никах бывает только выражающей ее согласие речью. А согласие девственницы выражается только ее молчанием. Если она промолчит, то непременно тем самым она дала свое согласие и никах для нее будет необходим. Если же она произнесет слова согласия или несогласия, либо что-либо другое, то брачные узы с ней не заключаются. Такое действие аргументируется словами Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Ее позволение – молчание». И еще одним хадисом, переданным Муслимом: …Передается от Абу Хурайры радияллаху анху: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Никах не заключается c [молодой] женщиной, пока не будет переговорено [с ней]. Никах не заключается с девственницей, пока не будет получено ее позволение [согласие]». Спросили: «О Посланник Аллаха, а каким будет ее позволение [согласие]?»
Он сказал: "Ее молчание"».
Мухаммад ибн Хазм Захири не только написал свое странное заключение о том, что брачные узы с девушкой не заключаются, если она «произнесет слова согласия или несогласия, либо что-либо другое», но и написал слова, обвиняющие всех улемов, утверждавших противоположное, в бестолковости и даже в противоречии Пророку алайхиссалам и его сподвижникам.
[1] Наджас – нечистоты; скверна; в шариатском понимании, то, что при соприкосновении с телом человека приводит в состояние ахдас – отсутствие омовения.
[2] Рахимахуллахи – досл. «Да помилосердствует его Аллах».
[3] Никах () – досл. «соединение», «совокупление», «объединение»; никах – это соединение двух представителей противоположного пола, которым на основе шариата дозволяется намеренно предаваться сладострастию. Никах – заключение брака по шариату; никах заключается посредством хутбы – брачной проповеди.
Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.