Согласие (рида) жениха и невесты
Если оба они или хотя бы один из них не согласен вступить в брак, бракосочетание будет недействительным, поскольку в брак вступают жених и невеста, а это значит, что их согласие, как и согласие партнеров в случае заключения торговой сделки, является необходимым условием действительности бракосочетания. Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал, не присваивайте имущества друг друга несправедливо, но (занимайтесь) торговлей по взаимному согласию и не убивайте самих себя, (ибо,) поистине, Аллах милостив к вам» (ан-Ниса, аят 29).
Но если необходимое условие действительности торговой сделки есть согласие сторон, которые ее заключают, то согласие жениха и невесты еще более необходимо для действительности бракосочетания, которое является более важным, чем торговая сделка.
Во времена джахилийи арабы выдавали женщин замуж, не спрашивая их согласия, однако в Исламе это было запрещено, и Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) велел советоваться с женщиной, если дело касается ее брака. Передают со слов Абу Хурайры (радияллаху анху), что (однажды) Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Не следует выдавать замуж женщину, не посоветовавшись с ней, и не следует выдавать замуж девушку, не спросив ее позволения (на это)». (Люди) спросили: «О Посланник Аллаха, а как же мы узнаем о ее позволении?» (Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «По ее молчанию».
Таким образом, если женщина уже состояла в браке, но получила развод или овдовела, ей следует прямо заявить о своем согласии снова выйти замуж. Что же касается девственницы, то о ее согласии можно судить по молчанию, поскольку обычно девушки стыдливы, что не дает им выражать свое согласие прямо.
Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) оставлял право выбора за девушкой, если отец хотел выдать ее замуж против ее воли.
Передают со слов Ибн Аббаса (радияллаху анху), что как-то раз к Пророку (саллаллаху алайхи васаллам) пришла одна девушка, которая рассказала ему, что отец хочет выдать ее замуж против ее воли, и Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) предоставил ей право выбора.
Сообщается, что ал-Ханса б. Худам ал-ансарийа была женой Унайса б. Катады, который погиб в день битвы при Ухуде. После его гибели отец (ал-Хансы) хотел выдать ее замуж за одного человека из рода бану ауф, однако она не соглашалась на это, поскольку ей нравился Абу Любаба б. Абд ал-Мунзир. Вынести свое решение по этому вопросу попросили Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) и он велел выдать ее замуж за того, кого она полюбила, после чего (ал-Ханса) стала женой Абу Любабы.
Сообщается, что Аиша (радияллаху анхо), сказала: «(Как-то раз) ко мне пришла одна девушка и сказала: "Отец против моей воли выдал меня замуж за сына своего брата, чтобы избавить его от безвестности. Я сказала: "Посиди, пока не придет Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) и расскажи об этом ему". Когда пришел Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) она обо всем ему рассказала, после чего он послал за ее отцом. Когда тот явился, (Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) предоставил девушке право сделать выбор самой. Увидев, что она сама может принять решение, девушка сказала: "Я согласна с тем, что сделал мой отец. Я только хотела узнать, могут женщины решать что-то в таких делах или нет"».
Все эти примеры указывают на то, что согласие женщины является основным условием действительности бракосочетания. Автор «Ад-дурр ал-мухтар» пишет: «Кроме того, каждый из заключающих брак должен услышать слова другого, чтобы можно было убедиться, что оба они согласны на это».
Из книги “Ханафитский фикх: семейно-брачные отношения”
..