Третий пример:
Вопрос о гусле (полном омовении), использовании благовоний и мисваке[1] в пятницу.
И в этом вопросе захиритский мазхаб пошел вопреки всем мусульманским мазхабам фикха, порождая разногласие. Это разногласие также произошло из-за различий в методе понимания текста шариата. А текст состоит из следующего хадиса:
Передается от Абу Саъида Худри радияллаху анху:
«Свидетельствую, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Гусл в день пятницы является ваджибом для каждого переносящего ихтилам[2], а также [использование] мисвака и благовония, если найдет».
Передал Бухари.
Используя этот хадис в качестве аргумента, Ибн Хазм в своей известной книге «Мухалла» пишет: «Гусл в день пятницы является фардом для каждого совершеннелетнего, мужчины и женщины. А также использование благовоний и мисвака».
Хадисов с таким смыслом очень много. В них очевидно, что выполнение указанных выше действий не предписано на уровне фарда. Именно поэтому в некоторых мазхабах пятничный гусл считается сунна муаккада
[3] – подтвержденной сунной. В ханафитском мазхабе пятничный гусл отнесен к сунне.
Четвертый пример: Вопрос о лежании на правом боку после совершения двух ракъатов[4] утреннего намаза сунна. И в этом вопросе захиритский мазхаб пошел вопреки всем остальным мусульманским мазхабам фикха. Это разногласие также возникло в силу различия в методе толкования шариатского текста, состоящего из нижеследующего хадиса:
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Когда один из вас совершит два ракъата перед рассветом, пусть ложится на правый бок».
Передал Абу Давуд.
Факихи других мазхабов, кроме захиритов, всесторонне изучив все доводы относительно этого действия, отнесли его к деяниям мустахаб.
Но Ибн Хазм в своей книге «Мухалла» об этом пишет так: «Для того, кто совершил два ракъата утреннего сунна-намаза, недопустимо совершать фард-намаза фаджр, не полежав на боку между завершающим его таслимом
[5] после двух ракъатов сунна-намаза и произнесением им такбира к фард-намазу. При этом, на наш взгляд, независимо от того, не выполнил он лежание на боку намеренно или забыв о нем, совершал ли намаз вовремя или в возмещение пропущенного позабыв совершить, или не выполнил (лежание на боку) с намерением поспать – все равно. Если же он еще не совершил два ракъата сунна-намаза фаджр, то для него не станет необходимым лежание на боку. Если он не может лежать на правом боку из-за наличия опасности, по болезни или по другой причине, то сделает это жестами в меру своих возможностей». Все эти свои слова Ибн Хазм аргументирует вышеприведенным хадисом. Подкрепляя свои слова, он критикует других и пишет следующее: «Кто пропустил намаз фаджр, позабыв о нем или проспав, так, мы изъявляем ему, чтобы он, когда вспомнит о намазе, и даже если солнце уже взошло, и даже если прошло мало или много времени, сначала совершил два ракъата сунна-намаза фаджр, потом полежал на правом боку и только потом совершил утренний фард-намаз (фаджр)».
Пятый пример: Вопрос о совершении человеком в состоянии ихрама [6]такий действий, как подстригание волос, усов и бороды, остригание ногтей, нюхание благовоний. Мухаммад ибн Хазм в своей известной книге «Мухалла» пишет так: «Человеку в ихраме дозволяются следующие действия: посещение бани, принятие массажа, мытье головы тийном[7] и хитами[8], нанесение сурьмы, использование мисвака, смотрение в зеркало, нюхание базилика (райхан), стирание одежды, остригание ногтей и усов, удаление подмышечных волос и бритье паховой области. Ни в одном из них нет ограничений. На выполнившего их человека не возлагается что-либо (в виде искупления). Ибо ни в Куръане, ни в Сунне нет доказательств о запрещении ни одного из упомянутого нами. Всякая умма, притязающая на наличие иджмаъ в одном из этих действий, лжива и говорит о том, о чем не обладает знанием. Тот, кто скажет: «За это необходимо искупление», тем самым объявит шариатом то, чего в религии не позволял Аллах».
Улемы всех остальных мазхабов утверждают о наличии ряда деяний, совершение которых человеку в ихраме запрещается. Все улемы в своих книгах, посвященных хаджу[9] и умре[10], в главе с названием «Махзуротул ихрам» («Запреты ихрама») изложили описание этих действий вместе с аргументацией доводов. По этому вопросу мы предоставим вашему вниманию сведения, приведенные в ханафитском мазхабе.
[1] Мисвак () – выражение «использовать мисвак» подразумевает «чистку зубов трением». Обычно при совершении мисвака используется очищенная на конце от коры ветка дерева. Сама такая палочка также называется мисвак. При жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам мисвак изготавливали из веток определенных кустарников, чаще всего из кустарника, называемого арок.
[2] Ихтилам – непроизвольное выделение семенной жидкости у мужчин (поллюция) и половой жидкости у женщин вне полового контакта.
[3] Сунна муаккада () – подтвержденная сунна. Так именуются все деяния, которые Посланник Аллаха совершал регулярно, постоянно, выполнение которых он не оставлял без уважительной причины, невыполнение которых ненавистно и становится причиной для укора, выполнение которых исходит от совершенства религии. Например, совершение намаза в составе общины, провозглашение азана, совершение сунна-намазов. По важности сунна данной степени следует за ваджибом.
[4] Ракъат – цикл в намазе, состоящий из определенных деяний фард, ваджиб и сунна. Эти деяния, в свою очередь, делятся на определенные действия (афъал) и фразы (азкар). В том числе, в одном ракъате намаза совершаются киям, тилават, рукуъ и две саджды.
[5] Таслим – досл. «приветствие»; приветствие в завершении намаза: произнесение совершающим намаз «ассаламу алайкум ва рахматуллах» («Да будет мир вам и милосердие Аллаха») дважды – сначала повернув голову в сторону правого плеча, потом в сторону левого.
[6] Ихрам () – досл. «делать харамом – запретным»; войти в состояние ихрам, значит вознамериться на совершение хаджа и умры (большое и малое паломничества) и начать это поклонение, т. е. хадж или умру. Для человека, вошедшего в состояние ихрам, дозволенные до этого состояния некоторые действия становятся запретными – харамом. Например, человек до ихрама мог душиться благовониями, но когда войдет в ихрам, это действие становится для него харамом.
[7] Тийн – смоква, инжир.
[8] Хитами – пояснение см. ниже по тексту.
[9] Хадж () – досл. «вознамериться на великое добро»; совершаемое мусульманами паломничество в Священную Мекку, один из столпов Ислама; ибадат, состоящий из определенных деяний, совершаемых в определенной последовательности в определенном месте и в определенное время.
[10] Умра () – досл. «посещение», «благоустройство»; специальное паломничество, включающее таваф – обход Каъбы и саъй – быстрое хождение между возвышениями Сафа и Марва.
Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.