О различиях между набий (пророком) и расул (посланником) было высказано несколько мнений:
1. Кому Всевышний Аллах ниспошлет весть с небес и повелит донести эту весть до других, тот человек есть пророк и посланник. Однако если Всевышний Аллах не прикажет донести ниспосланную весть до других, то он — пророк, но не посланник.
Вывод таков: посланник — это тот, кому Аллах велел донести до других поступившее к нему послание. Набийу же такое повеление не дано. Доведет ли он послание до других или не доведет, все равно.
2. Расул (посланник) имеет общее значение и таковые являются как из числа ангелов, так и из числа людей. Всевышний Аллах, говоря в Священном Куръане:
«Поистине, он [Куръан] — действительно слово благородного Посланника!» (сура «Таквир», аят 19), под словом «посланник» подразумевает Джабраила алайхиссалам.
«Придут к ним Наши посланники, чтобы упокоить их» (сура «Аъраф», аят 37), здесь Всевышний Аллах также имеет в виду ангелов.
3. Расул (посланник) приходит с новым шариатом. Набий (пророк) не приходит с новым шариатом. Напротив, он соблюдает прежний, действующий шариат, а также призывает других следовать ему».
* * *
Придется также упомянуть еще об одном аспекте по этому поводу. В Священном Куръане слова «набий» и «расул» использованы многократно. В том числе эти оба слова употребляются и в отношении нашего Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Однако существуют соображения, что в применении этих слов имеются тонкие смысловые различия.
В отношении Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам слово набий употреблено около тридцати раз и в основном в таких вопросах, как межчеловеческие взаимоотношения, никах[1], наследство и распределение добычи (трофеев).
При необходимости различать значения этих слов ученые применяют слова нубувват и рисалат (набий и расул соответственно). В русских переводах своих трудов при такой необходимости мы применяем для нубувват слово «пророчество» (для набий слово «пророк»), и для рисалат — «посланничество» (для расул — «посланник»), по наиболее близкому их значению.
Однако при обычном использовании, при отсутствии необходимости различать значения набий и расул, при потребности упоминания о них вообще, эти слова — набий и расул (пророк и посланник) являются взаимозаменяющими друг друга.
[1] Никах (نكاح) — досл. «соединение», «совокупление», «объединение» — заключение брака по шариату; никах заключается посредством хутбы — брачной проповеди.
Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.