Уже было отмечено, что пророки посылались из числа людей. Теперь же следует отметить, что наряду с тем, что пророки были из людей, они являлись еще и обыкновенными людьми. Ибо некоторые непонимающие люди могли бы прийти к мнению о том, что хотя пророк и является человеком, он должен быть человеком необыкновенным. Собственно говоря, первоначально так и было. Этот вопрос Всевышний Аллах трактует в суре «Фуркан» следующим образом:
«И сказали: “Что с этим посланником — ест пищу и ходит по рынкам?! Если бы был ниспослан к нему ангел, то был бы вместе с ним предостерегающим!
Или было бы брошено ему сокровище, или был бы у него сад, [чтобы] ел из него!” И сказали несправедливые: “Вы лишь следуете за человеком околдованным!”» (аяты 7-8).
С древних времен людям казалось странным, что обыкновенный человек, подобный им, может быть пророком. Согласно их представлениям, пророк должен был обладать какими-то сверхъестественными особенностями.
«И сказали: “Что с этим посланником — ест пищу и ходит по рынкам?!...”»
Пророки — обычные люди. Подобно обычным людям они тоже едят пищу, ходят на рынки за покупками, занимаются куплей-продажей, зарабатывают на хлеб. Многобожники оценили это по-своему и сочли такие дела недостатком, то есть не подобающими для пророков. По их представлению, пророки не должны есть, ходить по рынкам и совершать прочие действия, присущие простому, обычному человеку.
“…Кабы был ниспослан к нему ангел, то был бы вместе с ним предостерегающим!...”
Неверные считали, что ангел более достоин быть пророком, нежели человек.
Однако они забывают о том, что, сотворив Адама, Всевышний Аллах тут же повелел ангелам совершить саджду — пасть ниц перед ним. То есть они забывают о том, что перед Аллахом человек обладает более высоким положением, чем ангелы.
Откуда же им знать, что послание пророком подобного им самим человека, который бы стал им предводителем и примером в деяниях, содержит в себе великую мудрость!
В ответ на вышеупомянутые претензии Всевышний Аллах в продолжении суры «Фуркан» говорит:
«И не посылали Мы до тебя посланников, кроме как тех, кто, поистине, действительно ел пищу и ходил по рынкам. И сделали Мы некоторых из вас для других искушением — вытерпите ли вы?! И Господь твой — Видящий!» (аят 20).
То есть Аллах обращается к Своему Пророку: О любимый Мой Мухаммад, не печалься из-за клеветы мушриков. Их слова не имеют силы. В том числе пусты их слова «Что с этим посланником, он ест пищу и ходит по рынкам?».
«И не посылали Мы до тебя посланников, кроме как тех, кто, поистине, действительно ел пищу и ходил по рынкам».
Послание пророком обычного человека, как ты, который ест и пьет, а также ходит по рынкам, не является новшеством или же удивительным событием. Так было с древних времен. Кто воспротивится этому, тот воспротивится не тебе, а внедренному Аллахом обычаю. Так,
«…сделали Мы некоторых из вас для других искушением».
То есть, послав пророка из людей, Мы подвергли их испытанию, и некоторые, не выдержав испытания, сказали: «Разве может обычный человек быть пророком?» и впали в заблуждение. Этот их поступок стал испытанием для верующих.
«…вытерпите ли вы?!»
Посмотрим, выдержите ли вы отрицания многобожников, вытерпите ли вы распространение божественного призыва посредством обычного человека?
«И Господь твой — Видящий»
Твой Господь — Тот, Кто видит не только внешнее проявление каждой вещи, но и зрит ее истину. Поэтому Он Сам распоряжается со всем по Своей мудрости. Рабы не должны обсуждать распоряжения Аллаха, а должны выполнять его повеления.
Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.