Обрезание (хатна) мальчиков является долгом родителей и правом ребенка.
Слово «хатна» лексически означает «отрезать».
А в определении же факихов «хатна» — это отрезание специальной части определенного органа.
Хатна мальчиков — это сунна. И причем такая сунна, которая относится к одному из девизов и особенностей Ислама. Это хорошо, что совершение хатны мальчиков с раннего возраста превратилось в традицию, которую мусульмане не оставляют. К тому же сегодняшняя наука уже подтвердила, насколько полезна хатна для здоровья человека. Уже само это говорит в пользу того, что ни одно деяние, повелеваемое в исламском шариате, не лишено мудрости.
При хатне обрезается мягкая плоть, покрывающая конец мужского члена. Эта крайняя плоть на арабском называется калафа.
По ханафитскому мазхабу хатна делается в зависимости от состояния ребенка, когда позволяет его здоровье. Не обязательно делать обрезание ребенку, которому семь дней от роду, или чуть старше этого.
Также не делают обрезание и детям постарше, если из-за слабости они не могут вытерпеть обрезание.
Если умер необрезанный человек, то ему не делают обрезание.
Обрезание крайней плоти не делается человеку, родившемуся без такой плоти, то есть если он родился уже «обрезанным». Если на месте крайней плоти существует некоторое количество кожи, необходимо ее удалить (обрезать).
Если при обрезании будет нанесен вред обрезаемому человеку по вине обрезальщика, то виновник должен заплатить компенсацию (отступные).
Шариат дозволяет устраивать мероприятие по случаю обрезания. Объявлять об обрезании мальчика считается сунна-деянием.
Тем, кому не делали обрезания в детстве, улемы рекомендуют, пусть даже это будет позже, сделать обрезание, не нарушая при этом положений шариата.
Если это человек преклонного возраста и существует риск причинения вреда его здоровью, тогда лучше не делать обрезания.
Если человек стал мусульманином в пожилом возрасте и по этой уважительной причине ему не было сделано обрезание, то это будет справедливым и его шахада принимается. Свидетельство человека, кому не было сделано обрезание без уважительных причин, не принимается.
По мнению шафиъитов и ханбалитов, обрезание является ваджибом, по мнению же маликитов и ханафитов — это сунна. Существуют улемы, которые утверждают: «Обрезание можно делать спустя семь дней со дня рождения ребенка». Некоторые отмечают, что «целесообразно делать обрезание в возрасте от семи до десяти лет».
Для совершения обрезания взрослому человеку или подростку обрезальщику дозволяется смотреть на аврат обрезаемого.
То, насколько полезно обрезание, немусульманские народы только-только осознают.
Из книги Счастливая семья
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф