Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Поистине, Аллах не взирает на ваш облик и ваши имущества. Но Он взирает на ваши сердца и ваши деяния≫. Передали Муслим и Ибн Маджа.
Пояснение: В этом хадисе, переданном от Абу Хурайры, речь идет о том, какими критериями оценивает Аллах людей. Указывается, на что нужно обратить внимание, и напротив, на что не стоит уделять его, чтобы удостоиться милосердия взора Всевышнего Аллаха. С древних времен в разных обществах значимость человека расценивалась в увязке с различными мерками. Каждое общество воздавало человеку по-разному, исходя из своей идеологии, мировоззрения, отношения к человеку в целом. В каком-то обществе самым хорошим и самым почитаемым считался сильный человек. А в другом обществе почитались правители и чиновники. У индусов выходцы из касты высших богослужителей, у евреев - отпрыски евреев считались наилучшими людьми.
Другие расценивались в качестве их слуг. А в обществе атеистов ценились те, кто больше приносили пользу государству и т.д. Наряду с этим, среди критериев определения человеческой ценности, изобретенных человеком, было общее для всех этих строев и идей. К их числу относятся внешний облик человека и его состояние. В каждом человеке есть тяга к красивой внешности и богатству. Исламское воспитание заключает это влечение в определенную рамку, направляя на правильный путь. А там, где нет исламского воспитания, это влечение выйдет за рамки и превратится в идеологию. Человеческая ценность и значимость будет измеряться внешним обликом и состоятельностью.
Значимость знакомых и незнакомых людей будет проявляться в привлекательности их внешнего вида, в наличии у них в руках богатства. Эта истина существовала еще в до исламские времена джахилии (невежества), существует и сейчас. Если в древности люди оценивались по их красоте, одеянию, лошадям и верблюдам, золоту и серебру, строениям и дому, то теперь оцениваются по красоте, привлекательности фигуры, одеянию модной одежды от известных фирм, по оплачиваемым счетам, модели автомашины, отстроенному дому, масштабам сыгранной свадьбы. В обоих случаях имеются различия в названиях и формах, и только, а по сути они одинаковы. Ислам всегда был и будет против такой несправедливой оценки человеческого достоинства.
С точки зрения Ислама, привлекательность и богатство не являются смыслом жизни, а лишь одними из ее составляющих. В Исламе значимость и ценность человека определяются чистотой его души, его ийманом (верой) и ихласом, совершенными им благими деяниями. С точки зрения Ислама, человек с чистым сердцем и ийманом прекраснее всех зримых красот в мире, а праведные деяния уверовавшего человека - выше всех богатств на свете. Всевышний Аллах оценивает человека не по его внешнему облику, а по чистоте его сердца. Всевышний Аллах оценивает человека не по его богатству, а по праведным деяниям.
Только при использовании этих божественных критериев в определении человеческой ценности, люди будут по-настоящему оценены по достоинству. И только тогда каждый человек будет по возможности стремиться очистить свое сердце, свою душу, совершать праведные деяния. Различные мимолетные мечты и грезы, тяготение к богатству потеряют свою актуальность. Благодаря именно той божественной, справедливой мере чернокожий раб Билал Хабаши достиг того, чего не достиг ни один представитель человечества. Взобравшись на Величественную Каабу, он первым провозгласил божественный гимн - азан (призыв к намазу).
Благодаря этой божественной, справедливой мере, проданный в Медине в качестве раба Салман Фарси превратился в близкого советника, в одного из домочадцев (членов семьи) последнего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Посланник саллаллаху алайхи васаллам возвестил про него: ≪Салман является одним из нас, из наших домочадцев≫. Благодаря этой божественной, самой справедливой мере порабощенный Сухайб Руми радияллахуанху стал одним из самых почитаемых личностей исламского общества. Благодаря этой божественной, справедливой мере мусульмане, воюющие против Римской империи, выбрали бывшего черного раба Ато радияллаху анху в качестве своего представителя в переговорах. Увидавшие его руководители римлян, указывая на его внешнюю безобразность и черноту, сказали: ≪Мы пугаемся, глядя на этого человека. Нет ли у вас более приглядного представителя?≫. Тогда мусульмане ответили: ≪Это и есть самый приглядный и лучший среди нас.
Если вы пугаетесь, глядя на него, то конец вам. Потому что среди нас подобных ему много≫. Благодаря этой божественной, справедливой мере мусульманский мир, назвав имама Бухари своим эмиром в науке хадисов, провозгласил его книгу наивернейшим и достовернейшим источником после Священного Куръана, и почитает ее до сих пор. Благодаря этому божественному, справедливому критерию вот уже более тысячи лет исламская умма почитает имама Тирмизи, имама Насаи, имама Замахшари, имама Абу Мансура ал-Матуриди, а также сотню других моих великих соотечественников только за то, что их сердца были наполнены верой, а сами совершали праведные деяния, хотя и не были арабами. То же самое мы можем сказать про множество ученых, наших славных предков, таких, как Абу Али ибн Сина, Фараби, Беруни, ал-Хорезми, Улугбек и многие другие. Когда мусульмане в измерении ценности человека оставили без внимания эту божественную, справедливую меру, их дела пошли вспять. История является тому свидетелем. И сейчас можно привести этому примеров сколько угодно.
Чтобы спасти человечество от неминуемой гибели, чтобы мусульмане выбрались из горестного положения, нужно строго следовать этому хадису. Для измерения человеческой ценности должны быть использованы не неисправные весы, изготовленные самим человеком, а справедливые весы, изготовленные Творцом. Вот тогда все перейдут к очищению сердец и совершению праведных деяний. Также следует знать, что, измеряя ценность человека по его сердцу и благому деянию, Ислам не игнорирует внешнюю красоту и богатство, потому что они также хороши и востребованы для человека. Однако они второстепенны и не могут заменить собой веру и благие деяния. Они не являются критерием в определении значимости человека, а лишь должны служить на пути веры и праведных дел. Настоящий мусульманин, обладая украшенным верой сердцем, тратя данные ему Аллахом материальные блага по Его же указаниям только на дозволенное и благое, проживет свою жизнь, совершая только праведные дела. Питать страсть к богатствам и предаваться всем сердцем пустым мечтам и грезам чуждо для верующего-мусульманина.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.