Передается от него же: ≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Мудрое слово - потерянная вещь правоверного, он вправе на него, где бы его не нашел≫. В другом предании: ≪Кто будет искать знания, это будет каффара- том (компенсацией) за прошлое≫.
Пояснение: Этот хадис также передается от Абу Хурайры радияллаху анху. ≪Мудрое слово≫ означает полезное знание. Всем известно, что мудрость - это знание. Даже если эта мудрость состоит из одного слова, мусульманин должен постараться его взять. ≪Мудрое слово - потерянная вещь правоверного ≫. Даже если полезное знание состоит из одного слова, верующий человек должен его искать так, будто он ищет свою потерянную вещь. ≪Он вправе на него, где бы его не нашел≫. Независимо от того, где нашел верующий знание, он должен взять его, даже если это одно слово. В этом хадисе говорится, что мусульманин всегда должен искать знания, независимо от места нахождения, он должен прилагать усилия взять его. Именно поэтому, наши ученые настоятельно рекомендуют использовать возможность получения любых знаний, кроме акыды и религии, даже у иноверных. Мусульманин, крепко держась за свою акыду (вероубеждение) и религию, может получать знания, полезные для себя, для своего общества и для своей страны даже у людей с иной верой, в странах с иными вероисповеданиями.
Место не имеет значения. Конечно, хорошо и желательно получать знания в мусульманской стране, у мусульманина. Однако, из этого хадиса видно, что абсолютно неправильно игнорировать получение знаний, рассуждая ≪не буду брать знания, нужные для мусульман, для страны, народа у иноверца≫. Очень жаль, что в нынешней жизни мы мало соблюдаем этот благословенный хадис. Несмотря на то, что другие в области знаний достигли весьма больших успехов, в то время как, приезжая к нам, они изучают нашу историю, наши памятники древности, наше научное наследие и другие аспекты, мы не пытаемся подготовить своих специалистов по множеству отраслей нашей жизни. В результате нашей инертности к знаниям, большинство важных отраслей в нашей стране переданы в чужие руки. А на тех из нас, кто прилагал усилия к знаниям, из-за отсутствия веры оказали влияние вероисповедание, обычаи и образ жизни тех, у кого они обучались. Несмотря на то, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам велел нам искать знание, будто мы ищем что-то потерянное нами, даже если это всего одно слово, у нас абсолютно нет интереса к знанию. По целым наукам у нас нет достаточного количества специалистов.
В этом и кроется причина нашего отставания от прогресса! В этом и кроется причина нашего отставания в науке, просвещении, в культуре! По логике, наша отсталость в сфере знаний по сравнению с другими требует от нас большего усердия в знаниях. В действительности же происходит обратное. В то время, как другие прогрессивные народы с каждым годом, с каждым месяцем все больше уделяют средства науке, стремятся получать выгоду от нее еще больше, мы - мусульмане, растрачивая средства и силы на бесполезные вещи, не выделяем для науки и самого необходимого. Все, что делается ради науки, является очковтирательством. В исламских странах становится обычаем измерять уровень знаний количеством и названием учебных заведений, численностью студентов. Это, в свою очередь, является признаком беспомощности. Какой прок в изречениях ≪у нас имеется такой-то университет, такой-то процент населения составляют студенты≫? В действительности уровень знаний определяется пользой обществу, приносимой этими знаниями. В то время, когда другие заняты извлечением из знаний выгоды для человека и для его благополучной жизни, мы называем знанием владение грамотой.
Несмотря на настоятельную рекомендацию Пророка саллаллаху алайхи васаллам о необходимостиполучения нами знаний где бы то ни было, мы вручаем в чужие руки научное наследие, оставленное нам нашими великими предками, теряя даже былые у нас знания. Если мы хотим достичь настоящего прогресса, если хотим вступить в ряды передовых народов мира, мы должны изменить наше отношение к знаниям на основе учений Ислама. Каждое полезное знание, даже в виде одного слова, мы должны воспринимать как потерянную нами вещь. И где бы не находили его, мы должны знать, что имеем больше на него прав, чем все остальные. Только тогда мы достигнем описанных в этом хадисе качеств верующего. Теперь внимательно изучим приведенный смысл в другом предании. В нем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит: ≪Кто будет искать знания, это будет ему каффаратом (компенсацией) за прошлое≫. Мы знали, что поиск знаний является поклонением. Знали, что поиск знаний заслуживает воздаяния. Теперь мы узнаем, что поиск знаний еще является и причиной очищения от некоторых грехов прошлого. Это еще раз показывает, насколько Ислам уделяет внимание знаниям. Нет человека, не допускающего грех. Следовательно, каждый человек нуждается в очищении от своих грехов. Грехи очищаются покаянием и другими поклонениями, но некоторые из них смываются поиском знаний. Чтобы смыть именно такие наши грехи, мы должны всегда искать знания. Этим мы принесем пользу не кому-нибудь, а лишь себе и только. Да, если мы будем искать знаний, наши грехи обязательно очистятся!
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.