Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Один факих сильнее против шайтана, чем тысяча абидов≫. Пояснение: Этот хадис передается от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повествует о том, насколько велики достоинства ученого религиозных наук. Чтобы ярче выразить его преимущества, ученый религиозных наук сравнивается с абидом. Абид - человек, посвятивший себя поклонению, уделяющий много внимания и времени дополнительным поклонениям (нафл).
Несомненно, такой человек обладает большими достоинствами. Большинство уважает его именно за то, что он является богопоклоняющейся личностью. Однако при сравнении с ученым, достоинства и тысячи абидов не могут сравниться с достоинством одного ученого. Почему? Потому что человек с качествами абида не очень много ведает о знании, если и ведает, то использует его только для себя. В большинстве случаев, когда богопоклонникам не хватает знаний, случается, что они, столкнувшись с наущением шайтана, сбиваются с праведного пути. Поэтому абид не может оказать должного сопротивления шайтану.
Вернее, не сможет противостоять против деяний шайтана. А ученый человек, с помощью знания, данного Всевышним Аллахом, осведомлен обо всех уловках и хитростях шайтана и хорошо знает о мерах противодействия им. Где бы шайтан ни наущевал людей, сколько ни пытался бы сбить их с правильного пути, там появляется ученый и принимает необходимые меры против наущений шайтана. Поэтому один ученый для шайтана считается более враждебным врагом, чем тысячи абидов. Поэтому в Исламе высоко ценятся ученые религиозных наук. Историческим опытом доказано, чтотам, где находится ученый, люди мало подвергаются наущениям шайтана.
В каком обществе будет нужное количество религиозных ученых, в этом обществе будет мало наущений шайтана. Ученые своими проповедями и наставлениями придерживают народ от услужения шайтану и постоянно напутствуют их на путь Аллаха. А там, где нет ученых или их в недостатке, там общественность превратится в слугу шайтана. Поэтому мы должны стремиться содействовать вырастанию среди нас побольше зрелых ученых. Имеющихся же ученых мы должны поощрять как важных для общества, для страны людей.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.