Слово «сунна» на арабском означает «духовный путь». «Чья-то сунна» означает «его жизненный путь». Исходя из этого, под сунной Пророка саллаллаху алайхи васаллам мы подразумеваем жизненный путь Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
Ученые науки о хадисах (мухаддисы) дают такое определение слову «сунна»:
«Сунна» посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам – это все его изречения, деяния и одобрения, а также его облик, мораль, нравственные качества и биографические сведения».
Это определение заключает в себя несколько вещей, которые описывают Пророка саллаллаху алайхи васаллам, переданные из достоверных источников. Вся эта совокупность называется «Сунна». Приведем по одному примеру из них.
1. Речь. Изречения Пророка саллаллаху алайхи васаллам в различных ситуациях и отношениях.
Например, он говорил «Все деяния зависят от намерений». Люди, услышавшие эти слова, достоверно передали его тем, кто не услышал. Так из поколения в поколение оно дошло до мухаддисов. А мухаддисы исследовали это предание строгими научными методами и только после того, как у них появилась исключительная уверенность в достоверности этого хадиса, включали в книги хадисов. Это называется «речевой сунной».
2. Деяния. Деяния Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Например, омовение, молитва, хадж и др. Люди, увидевшие деяния Пророка саллаллаху алайхи васаллам, рассказывали об этом другим, показывая им на своем примере. Тем же путем они дошли до мухаддисов, после чего стали сунной Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Это называется «практической (деятельной) сунной».
3. Одобрения. Подтверждение, одобрение чего-либо. Одобрение в сунне – это одобрение Пророком каких-либо действий сподвижников. Например, Халид ибн Валид возглавлял отряд воинов, которых отправил Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Было холодно, а Халид оказался в состоянии, требующем полное омовение. Боясь холода, он сделал омовение песком и совершил молитву. Об этом рассказали Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам одобрил это. Одобрением считается одобрение словом, жестом или молчанием. Это называется «одобренной сунной».
4. Внешние качества (облик). Люди, которым посчастливилось увидеть Пророка саллаллаху алайхи васаллам, подробно рассказывали другим о его внешности – телосложении, цвете и длине волос, цвете глаз, кожи и т.д. Эти сведения также дошли до мухаддисов, которые после подробнейшей проверки включали достоверную информацию в книги хадисов. Например, труд имама Тирмизи «Шамаили Мухаммадийя» целиком посвящен именно этому вопросу. Не все мухаддисы писали отдельную книгу о внешнем облике Пророка саллаллаху алайхи васаллам, но передавали хадисы по этой теме, которые дошли до них.
5. Нравственные качества. Сподвижники подробно передали все сведения о бесподобном нраве Пророка саллаллаху алайхи васаллам – о его терпении, мягкости, воле, храбрости, щедрости и т.д. Эти сведения также являются сунной.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.