77. Передается от Аиши радияллаху анха:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам поручал им (сподвижникам) что-либо, поручал им то, что им было под силу.
Они сказали:
— Поистине, мы не равны Вам, о Посланник Аллаха! Поистине, Аллах уже простил Вам прошлые и будущие грехи.
И это вызвало его гнев. Гнев был заметен на его лице, затем он сказал:
— Поистине, самый богобоязненный из вас и знающий Аллаха из вас — это я!».
Оба хадиса передал Бухари.
Пояснение: Пророк саллаллаху алайхи васаллам не поручал сподвижникам что-либо свыше их сил и возможностей. Сподвижники горели желанием увеличить поклонения, чтобы получить больше воздаяний (саваб) от Всевышнего. Но Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не разрешал им этого. Подобные желания настолько овладевали ими, что они осмеливались говорить Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам все, что думали:
«Поистине, мы не равны Вам, о Посланник Аллаха! Поистине, Аллах уже простил Вам прошлые и будущие грехи».
То есть Вы являетесь по сути безгрешным, поклоняетесь много, нам же не прощены грехи, как Вам, а их у нас немало. Поэтому они просили позволить им увеличить поклоны, что свидетельствует о том, насколько сильно они стремились поклоняться Аллаху.
Таким образом, из-за запрета Пророка саллаллаху алайхи васаллам они не совершали столько поклонов, сколько им бы хотелось. Со стороны подобное стремление заслуживает наивысших похвал. Но одобрил ли это Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам? Нет! Его реакция была противоположной:
«И это вызвало его гнев. Гнев был заметен на его лице».
С учетом того, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам был по натуре очень добрым, разозлить его могли только намеренные нарушения воли Всевышнего Аллаха, из чего ясно, что также не следует настаивать на чем-то своем, не подчиняясь тому, что предписано всем.
Почему же стремление сподвижников увеличить поклонение вызвали гнев Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам? Потому что они посчитали недостаточным то, что предписал им Всевышний Аллах и Его Посланник саллаллаху алайхи васаллам, и пытались ввести для себя еще более сложные обязанности. А это всегда приводит к ошибкам — Всевышний лучше знает меру для каждого. Поэтому, человеку предписано то, что ему по силам.
Всевышний Аллах желает, чтобы человек был истинным человеком. Он не хочет, чтобы человек был ангелом или животным. Аллах наделил человека качествами и ангела, и животного. Тело, потребность в пище и плоти являются качествами животного происхождения. Духовность, сознание, смирение и склонность к вере и служению Богу являются качествами ангела.
Человек, сумевший возвысить в себе качества ангелов над животными инстинктами и живущий в согласии с законами шариата становится выше ангелов. Тот же, чьи животные качества возобладали над ангельскими, занятый лишь заботами о потреблении пищи, удовлетворении плотских потребностей и мирскими проблемами, может опуститься ниже животного.
Ислам против того, чтобы человек опускался на уровень животного. В то же время, он не заставляет и не призывает подниматься и на уровень ангелов. Ислам всего лишь требует от человека оставаться настоящим человеком.
Именно поэтому непослушание и желание делать больше предписанного Аллахом вызывало особый гнев Пророка саллаллаху алайхи васаллам. В этом хадисе говорится о гневе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, вызванном просьбой сподвижников позволить им увеличить поклонение, на что он ответил:
«Поистине, самый богобоязненный из вас и знающий Аллаха из вас — это я!».
Никто из вас не сможет быть более богобоязненным и не сможет познать Аллаха лучше, чем я. Почему же вы хотите поклоняться так, как не поклоняюсь даже я?! Отсюда следует, что поклонение сверх предписанного сунной благословенного Посланника является неверным.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Ни от кого нельзя требовать больше его возможностей.
2. Все прежние и будущие грехи Пророка саллаллаху алайхи васаллам прощены. Несомненно, слово «грехи» в отношении Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам используется лишь условно. Улемы говорят, что это некоторые деяния, которые могли быть не завершены до конца.
3. Добрые деяния возвышают уровень человека, поэтому сподвижники просили позволить им увеличить совершение доброделания. Пророк саллаллаху алайхи васаллам не отрицал того, что увеличение благих деяний возвышает уровень человека, но был против превышения того, что позволено шариатом.
4. Дополнительные поклонения должны быть соразмерны возможностям.
5. Человеку, достигшему определенного уровня, не следует пребывать в довольстве этим, а следует стремиться к постоянству в совершении дополнительных поклонений.
6. Противоречащее шариату должно активно отторгаться.
7. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам является самым набожным человеком.
8. Пророк саллаллаху алайхи васаллам является человеком, который знает Всевышнего Аллаха лучше всех.
9. При необходимости, допустимо говорить людям о своих достоинствах.
Отсутствие сегодня любителей увеличения поклонений не означает, что этот хадис вовсе не актуален и в нем нет нужды. Этот хадис мы используем в качестве аргумента против тех, кто заявляет о том, что Ислам состоит из трудностей. Мы используем его для тех, кто пребывает в сомнениях и кому кажется, что требования Ислама могут быть сложными.
Мы используем его для того, чтобы наставить на правильный путь тех, кто, поддавшись своей испорченной натуре, утруждает себя, совершая то, чего нет в шариате, отпугивая тем самым от Ислама других. Сегодня мы крайне нуждаемся в этом хадисе.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.