1446 год 5 Джумадаул аввал | 2024 год 06 ноябрь, среда
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

Благие деяния не прерываются

04:47 / 03.01.2017 5596 Режим чтения + -


Что останется от нас, когда мы покинем этот мир?

Великий Пророк Мухаммад алайхиссалам сказал:‎

‎«Когда умрет человеческое дитя, прервутся его деяния, кроме трех: ‎дейст‎вующей милостыни или знания, которым пользуются или праведного потомка, ‎моля‎щегося за него».‎

Передали пятеро, кроме Бухари.‎

Пояснение: Этот хадис передал Абу Хурайра радияллаху анху.‎

Известно, что мусульманин удостоится чести получить воздаяние за каждое благое ‎дея‎ние, совершенное с ихласом. Почтенные писари – ангелы записывают воздаяния в его ‎книгу ‎деяний за малейшее добро. Даже если человек не сможет совершать свои обычные ‎добрые ‎деяния из-за болезни или других уважительных причин, ангелы продолжают ‎записывать ему ‎столько воздаяний, сколько он получил бы, продолжая совершать эти ‎деяния. Но наступит ‎время, человек умирает и тогда он уже никогда не сможет свершать ‎свои добрые деяния. ‎Прерываются воздаяния, которые записывались ему при жизни за его ‎поклонения и добрые ‎дела, прекратятся воздаяния за совершение намаза, соблюдение ‎поста, чтение Куръана, по‎минания Аллаха и других поклонений. Потому что теперь он ‎умер и перестал поклоняться, ‎совершать праведные дела. Поэтому каждый правоверный ‎должен стараться как можно ‎больше успеть совершать праведные деяния при жизни. ‎

Но верующим дана возможность успеть совершать при жизни такие деяния, ‎которые при‎носили бы воздаяния и после смерти. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам, говоря ‎о прекращении деяний человека после смерти, утверждает, что есть три ‎деяния, за которые ‎будут записываться воздаяния и после кончины:‎

‎1. «Действующая милостыня». ‎

Под «действующей милостыней» подразумеваются добрые дела, постоянно ‎приносящие ‎мусульманам пользу. К примеру, к действующей милостыне относятя мосты, ‎построенные ‎для общественного пользования, колодца или каналы, вырытые для ‎обеспечения людей ‎питьевой водой, а также другие вакфы (неотчуждаемые имущества, ‎завещанные на благо‎творительные цели общего пользования), приносящие постоянную ‎пользу. Тому, кто сделал ‎действующую милостыню, будут записываться воздаяния даже ‎после его смерти, до тех пор, ‎пока мусульмане буду пользоваться результатами его ‎милостыни.‎

Испокон веков мусульмане с ихласом осуществляли действующую милостыню. По ‎всему ‎исламскому миру организовались множество вакфов. Были специальные вакфы, ‎предназна‎ченные для вдов и неимущих, ищущих знаний, мусафиров (путников), ‎паломников, свер‎шающих хадж, престарелых и даже для бесхозных, заблудившихся ‎животных. Они пользо‎вались такими вакфами постоянно. Естественно, воздаяния за ‎действующую милостыню ‎продолжают записываться в книгу деяний тех праведных ‎людей, которые оставили после се‎бя эти добрые дела, до наших дней вплоть до Судного ‎дня. В книгах деяний людей, совер‎шивших эти добрые дела записываются воздания и ‎после их смерти, что приносит им пользу ‎в загробной жизни. Воздаяния не прекратятся, ‎пока их действующая милостыня будет при‎носить пользу мусульманам. ‎

‎2. «Знание, которым пользуются».‎

Если правоверный оставит после себя знание, которое будет приносит пользу ‎мусульма‎нам, это означает, что он оставил деяние с неиссякаемым воздаянием. Это и есть ‎вечность ‎знаний. Как можно оставить после себя знание, приносящее пользу?‎

В первую очередь, это осуществляется путем обучения знанию других. До тех пор, ‎пока ‎эти знания будут приносить пользу ученикам и ученикам учеников, всем людям, ‎учителю ‎будут записываться воздаяния.‎

Второе – оставить после себя написанную книгу. Если ученый человек с ийманом и ‎ихла‎сом написал книгу, посвященную наукам Куръана, хадиса и другим наукам религии, ‎за это ‎ему будут записываться воздаяния даже после его смерти, пока его книга будет ‎приносить ‎пользу мусульманам.‎

Третье – это служение знаниям. К примеру, состоятельный человек построил ради ‎служе‎ния знаниям медресе, издал книгу, открыл за свои средства библиотеку. Всем этим ‎будут ‎пользоваться учители и учащиеся. Результаты его деяний будут приносить пользу ‎всем. Это ‎и есть служение на пути знаний. В книгу деяний таких людей воздаяния будут ‎записываться ‎и после их кончины.‎

Мусульмане всегда уделяли большое внимание таким благим деяниям. Поэтому в ‎те вре‎мена, когда мусульмане полностью соблюдали предписания Ислама, знание широко ‎распро‎странилось во всем мусульманском мире, исламская умма дала всему миру ‎выдающихся ‎ученых. История не знает ни одну нацию, которая смогла вырастить так ‎много ученых, как ‎мусульмане. Также было очень много обучающихся знанию. Один из ‎западных востокове‎дов, достаточно хорошо исследовавший это явление, добросовестно ‎писал: «Мусульмане – ‎это нация, которая целиком посещает медресе». Правители ‎мусульман,   а также состоятель‎ные мусульмане проявляли большую щедрость на пути ‎служения знанию. Не оставались в ‎стороне и простые люди. Каждый мусульманин делал ‎все возможное на пути знания, считая ‎своим долгом служить распространению знаний. ‎Земледельцы по очереди работали на ва‎куфных полях медресе, безвозмездно внося свою ‎лепту в дело просвещения во имя Аллаха. ‎Каждый находил способ вносить вклад в общее ‎дело, ремесленники, животноводы – словом, ‎каждый по мере своих возможностей вносил ‎свою лепту в это дело. Таким образом, все на‎селение принимало активное участие в ‎развитии знаний и наук. Единственной их целью в ‎проявлении такой самоотверженности ‎было совершение непрестанно воздаваемых деяний. ‎Всевышний Аллах, конечно же, не ‎лишил их этой надежды. ‎

Ученым, чьи книги читаются в настоящее время, воздается за их знания. Ученики ‎их уче‎ников возносят мольбу Аллаху: «Да прости Аллах грехи наших учителей». Также ‎постоянно ‎воздаются им за построенные медресе, оставленные вакфы, книги, рукописи и ‎другие произ‎ведения.‎

‎3. «Праведный потомок, молящийся за него».‎

До верующего человека будут доходить воздаяния, если за него будут молиться его ‎по‎томки. Для этого мусульманин должен воспитать своего ребенка богобоязненным ‎человеком, ‎настоящим мусульманином, возносящим мольбу за своих родителей. ‎Верующие родители ‎рожают и воспитывают детей именно с этой целью. Родители растят ‎детей, чтобы они поми‎нали их после смерти, молились за них. Такова цель религиозного ‎воспитания! Данная цель ‎достигается, если только потомок станет верующим, набожным ‎и богобоязненным челове‎ком и не забудет свою ответственность по вознесению молитв за ‎своих родителей.‎

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:‎

‎1. После смерти человека прервутся все его деяния, кроме трех.‎

‎2. Человеку, который дал действующую милостыню, воздаяния не прекратятся и ‎после ‎его смерти.‎

‎3. Человеку, который оставил после себя полезное знание, воздаяния не ‎прекратятся и по‎сле его смерти.‎

‎4. Человеку, который оставил после себя праведного потомка, воздаяния не ‎прекратятся и ‎после его смерти.‎

А теперь взглянем на мудрость данного благородного хадиса через призму ‎ действительности нашей сегодняшней жизни.‎

Во многих мусульманских странах продолжается осуществление действующей ‎милосты‎ни. Вакфы мусульман хорошо сохраняются. Во множестве мусульманских стран ‎функцио‎нируют министерства по делам вакуфов. Вакфные имущества используются по ‎предназначе‎нию, завещанному их владельцами. Опекуны вакфных имуществ, отчисляя ‎свой заработок от ‎прибыли использования вакфа, стараются расширить и сохранить вакф ‎в лучшем состоянии. ‎Основные средства используются согласно условиям, определенным ‎владельцем вакфа. На‎пример, если в качестве вакфа для бедных оставлена одна торговая ‎лавка, то прибыль с нее ‎расходуется на бедных. Если вакфом сделано здание, то в этом ‎здании предоставляются места для неимущих или же здание сдается в аренду, а ‎поступившие средства раздаются неиму‎щим. Если вакф был назначен для медресе, то ‎поступившие средства от вакфа расходуются в ‎пользу медресе. Таким образом, ‎продолжается действие милостыни – постоянной помощи ‎для нуждающихся, и данная ‎система поддержки неприкосновенна.‎

Такая же картина наблюдается и в оставлении полезного знания. Необходимо ‎содействие ‎всех мусульман, чтобы ученые могли подготовить как можно больше ‎учеников. Кто-то по‎может по мере своих возможностей в строительстве научного ‎учреждения, в его комплекта‎ции оборудованием, поддержании и обслуживании. Другие ‎помогут в издании или приобре‎тении книг. Каждый, кто желает служить знаниям, кто ‎хочет, чтобы после него не прекращались воздаяния за полезное знание, будет вносить ‎свой вклад по мере своих возможностей. ‎Ему воздастся соответственно его вкладу.‎

Это благое дело успешно продолжается во многих мусульманских странах. Те, кто ‎внес ‎свой вклад в это, как и сказано в хадисе, совершили деяние, воздаяния которых не ‎прерыва‎ется и после их смерти. Несмотря на то, что сам человек умер и у него ‎закончилась возмож‎ность совершать воздаваемые деяния, в его книгу деяний непрестанно ‎будут записываться ‎воздаяния. Другие не могут быть удостоены такого счастья. А те, кто ‎противится этому, ста‎вит на этом пути преграды, будут прокляты в обоих мирах. ‎

Еще одно доброе дело – оставить после себя праведного потомка. Немногим ранее ‎мы ‎упомянули, что это – одна из основных целей воспитания потомков в мусульманском ‎мире. ‎К сожалению, в последнее время люди перестали обращать внимание на проблему ‎оставле‎ния после себя праведного потомка, молящегося за родителей. Исламское ‎воспитание поте‎ряло свою значимость. В результате люди стали оставлять после себя не ‎молящихся за их ‎душу потомков, а приносящих проклятия отпрысков-негодяев. Можем ‎ли мы назвать пра‎ведным потомком того, кто не может произнести шахаду, не ведает ни о ‎вероисповедании, ‎ни о вероубеждении, ни разу в жизни не знавшего саджду, не ‎допускающего и мысли о ‎свершении других поклонений? Такие потомки никогда не ‎смогут приносить воздаяний сво‎им родителям, напротив, они принесут только проклятия ‎и проклинания.‎

Каждый, кто все еще не возносил моление за своих родителей, незамедлительно ‎должен ‎исправиться. Обретя веру и вероубеждение, поклоняясь Аллаху, после своих ‎намазов, по‎клонений и благих дел, он должен молиться за души своих родителей. И ‎только тогда он ис‎полнит свой долг раба перед Аллахом и долг потомка перед ‎родителями.‎

Наравне с этим, родители должны уделять отдельное внимание исламскому ‎воспитанию ‎своих детей. Только тогда они смогут оставить после себя потомков, ‎возносящих за ними ‎мольбу. Только тогда они оставят после себя непрестанно ‎воздаваемое деяние.‎

Из «Книги намерения, ихласа и знаний»


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Для устранения недоразумений вокруг вопросов, относящихся к сунне, очень важно правильно понимать используемые в хадисоведении термины и уметь определять их читать полностью

1555 16:00 / 28.02.2020
Сегодня мы испытываем огромную потребность в осознании сути данного хадиса. Со временем даже у тех, которые считают себя мусульманами, сложились некоторые читать полностью

1658 15:00 / 16.07.2020
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказалmdash Когда имам произносит слово Аминьrdquo, произнесите и вы Аминьrdquo. Ибо тому, читать полностью

4603 08:18 / 20.02.2019
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал Кто устранит от правоверного одну из тягот этого мира, в Судный день Аллах читать полностью

1881 19:20 / 26.08.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью