Что останется от нас, когда мы покинем этот мир?
Великий Пророк Мухаммад алайхиссалам сказал:
«Когда умрет человеческое дитя, прервутся его деяния, кроме трех: действующей милостыни или знания, которым пользуются или праведного потомка, молящегося за него».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Этот хадис передал Абу Хурайра радияллаху анху.
Известно, что мусульманин удостоится чести получить воздаяние за каждое благое деяние, совершенное с ихласом. Почтенные писари – ангелы записывают воздаяния в его книгу деяний за малейшее добро. Даже если человек не сможет совершать свои обычные добрые деяния из-за болезни или других уважительных причин, ангелы продолжают записывать ему столько воздаяний, сколько он получил бы, продолжая совершать эти деяния. Но наступит время, человек умирает и тогда он уже никогда не сможет свершать свои добрые деяния. Прерываются воздаяния, которые записывались ему при жизни за его поклонения и добрые дела, прекратятся воздаяния за совершение намаза, соблюдение поста, чтение Куръана, поминания Аллаха и других поклонений. Потому что теперь он умер и перестал поклоняться, совершать праведные дела. Поэтому каждый правоверный должен стараться как можно больше успеть совершать праведные деяния при жизни.
Но верующим дана возможность успеть совершать при жизни такие деяния, которые приносили бы воздаяния и после смерти. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, говоря о прекращении деяний человека после смерти, утверждает, что есть три деяния, за которые будут записываться воздаяния и после кончины:
1. «Действующая милостыня».
Под «действующей милостыней» подразумеваются добрые дела, постоянно приносящие мусульманам пользу. К примеру, к действующей милостыне относятя мосты, построенные для общественного пользования, колодца или каналы, вырытые для обеспечения людей питьевой водой, а также другие вакфы (неотчуждаемые имущества, завещанные на благотворительные цели общего пользования), приносящие постоянную пользу. Тому, кто сделал действующую милостыню, будут записываться воздаяния даже после его смерти, до тех пор, пока мусульмане буду пользоваться результатами его милостыни.
Испокон веков мусульмане с ихласом осуществляли действующую милостыню. По всему исламскому миру организовались множество вакфов. Были специальные вакфы, предназначенные для вдов и неимущих, ищущих знаний, мусафиров (путников), паломников, свершающих хадж, престарелых и даже для бесхозных, заблудившихся животных. Они пользовались такими вакфами постоянно. Естественно, воздаяния за действующую милостыню продолжают записываться в книгу деяний тех праведных людей, которые оставили после себя эти добрые дела, до наших дней вплоть до Судного дня. В книгах деяний людей, совершивших эти добрые дела записываются воздания и после их смерти, что приносит им пользу в загробной жизни. Воздаяния не прекратятся, пока их действующая милостыня будет приносить пользу мусульманам.
2. «Знание, которым пользуются».
Если правоверный оставит после себя знание, которое будет приносит пользу мусульманам, это означает, что он оставил деяние с неиссякаемым воздаянием. Это и есть вечность знаний. Как можно оставить после себя знание, приносящее пользу?
В первую очередь, это осуществляется путем обучения знанию других. До тех пор, пока эти знания будут приносить пользу ученикам и ученикам учеников, всем людям, учителю будут записываться воздаяния.
Второе – оставить после себя написанную книгу. Если ученый человек с ийманом и ихласом написал книгу, посвященную наукам Куръана, хадиса и другим наукам религии, за это ему будут записываться воздаяния даже после его смерти, пока его книга будет приносить пользу мусульманам.
Третье – это служение знаниям. К примеру, состоятельный человек построил ради служения знаниям медресе, издал книгу, открыл за свои средства библиотеку. Всем этим будут пользоваться учители и учащиеся. Результаты его деяний будут приносить пользу всем. Это и есть служение на пути знаний. В книгу деяний таких людей воздаяния будут записываться и после их кончины.
Мусульмане всегда уделяли большое внимание таким благим деяниям. Поэтому в те времена, когда мусульмане полностью соблюдали предписания Ислама, знание широко распространилось во всем мусульманском мире, исламская умма дала всему миру выдающихся ученых. История не знает ни одну нацию, которая смогла вырастить так много ученых, как мусульмане. Также было очень много обучающихся знанию. Один из западных востоковедов, достаточно хорошо исследовавший это явление, добросовестно писал: «Мусульмане – это нация, которая целиком посещает медресе». Правители мусульман, а также состоятельные мусульмане проявляли большую щедрость на пути служения знанию. Не оставались в стороне и простые люди. Каждый мусульманин делал все возможное на пути знания, считая своим долгом служить распространению знаний. Земледельцы по очереди работали на вакуфных полях медресе, безвозмездно внося свою лепту в дело просвещения во имя Аллаха. Каждый находил способ вносить вклад в общее дело, ремесленники, животноводы – словом, каждый по мере своих возможностей вносил свою лепту в это дело. Таким образом, все население принимало активное участие в развитии знаний и наук. Единственной их целью в проявлении такой самоотверженности было совершение непрестанно воздаваемых деяний. Всевышний Аллах, конечно же, не лишил их этой надежды.
Ученым, чьи книги читаются в настоящее время, воздается за их знания. Ученики их учеников возносят мольбу Аллаху: «Да прости Аллах грехи наших учителей». Также постоянно воздаются им за построенные медресе, оставленные вакфы, книги, рукописи и другие произведения.
3. «Праведный потомок, молящийся за него».
До верующего человека будут доходить воздаяния, если за него будут молиться его потомки. Для этого мусульманин должен воспитать своего ребенка богобоязненным человеком, настоящим мусульманином, возносящим мольбу за своих родителей. Верующие родители рожают и воспитывают детей именно с этой целью. Родители растят детей, чтобы они поминали их после смерти, молились за них. Такова цель религиозного воспитания! Данная цель достигается, если только потомок станет верующим, набожным и богобоязненным человеком и не забудет свою ответственность по вознесению молитв за своих родителей.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. После смерти человека прервутся все его деяния, кроме трех.
2. Человеку, который дал действующую милостыню, воздаяния не прекратятся и после его смерти.
3. Человеку, который оставил после себя полезное знание, воздаяния не прекратятся и после его смерти.
4. Человеку, который оставил после себя праведного потомка, воздаяния не прекратятся и после его смерти.
А теперь взглянем на мудрость данного благородного хадиса через призму действительности нашей сегодняшней жизни.
Во многих мусульманских странах продолжается осуществление действующей милостыни. Вакфы мусульман хорошо сохраняются. Во множестве мусульманских стран функционируют министерства по делам вакуфов. Вакфные имущества используются по предназначению, завещанному их владельцами. Опекуны вакфных имуществ, отчисляя свой заработок от прибыли использования вакфа, стараются расширить и сохранить вакф в лучшем состоянии. Основные средства используются согласно условиям, определенным владельцем вакфа. Например, если в качестве вакфа для бедных оставлена одна торговая лавка, то прибыль с нее расходуется на бедных. Если вакфом сделано здание, то в этом здании предоставляются места для неимущих или же здание сдается в аренду, а поступившие средства раздаются неимущим. Если вакф был назначен для медресе, то поступившие средства от вакфа расходуются в пользу медресе. Таким образом, продолжается действие милостыни – постоянной помощи для нуждающихся, и данная система поддержки неприкосновенна.
Такая же картина наблюдается и в оставлении полезного знания. Необходимо содействие всех мусульман, чтобы ученые могли подготовить как можно больше учеников. Кто-то поможет по мере своих возможностей в строительстве научного учреждения, в его комплектации оборудованием, поддержании и обслуживании. Другие помогут в издании или приобретении книг. Каждый, кто желает служить знаниям, кто хочет, чтобы после него не прекращались воздаяния за полезное знание, будет вносить свой вклад по мере своих возможностей. Ему воздастся соответственно его вкладу.
Это благое дело успешно продолжается во многих мусульманских странах. Те, кто внес свой вклад в это, как и сказано в хадисе, совершили деяние, воздаяния которых не прерывается и после их смерти. Несмотря на то, что сам человек умер и у него закончилась возможность совершать воздаваемые деяния, в его книгу деяний непрестанно будут записываться воздаяния. Другие не могут быть удостоены такого счастья. А те, кто противится этому, ставит на этом пути преграды, будут прокляты в обоих мирах.
Еще одно доброе дело – оставить после себя праведного потомка. Немногим ранее мы упомянули, что это – одна из основных целей воспитания потомков в мусульманском мире. К сожалению, в последнее время люди перестали обращать внимание на проблему оставления после себя праведного потомка, молящегося за родителей. Исламское воспитание потеряло свою значимость. В результате люди стали оставлять после себя не молящихся за их душу потомков, а приносящих проклятия отпрысков-негодяев. Можем ли мы назвать праведным потомком того, кто не может произнести шахаду, не ведает ни о вероисповедании, ни о вероубеждении, ни разу в жизни не знавшего саджду, не допускающего и мысли о свершении других поклонений? Такие потомки никогда не смогут приносить воздаяний своим родителям, напротив, они принесут только проклятия и проклинания.
Каждый, кто все еще не возносил моление за своих родителей, незамедлительно должен исправиться. Обретя веру и вероубеждение, поклоняясь Аллаху, после своих намазов, поклонений и благих дел, он должен молиться за души своих родителей. И только тогда он исполнит свой долг раба перед Аллахом и долг потомка перед родителями.
Наравне с этим, родители должны уделять отдельное внимание исламскому воспитанию своих детей. Только тогда они смогут оставить после себя потомков, возносящих за ними мольбу. Только тогда они оставят после себя непрестанно воздаваемое деяние.