1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

Человеку воздастся по его намерению

04:48 / 03.01.2017 6632 Режим чтения + -


‎Передается от Абу Кабши ал-Анмари радияллаху анху:‎

‎«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ‎

‎«Клянусь тремя вещами: «Имущество раба божьего не убавится из-за милостыни. ‎Если раб божий подвергся несправедливости и проявил терпение, то Аллах возвысит ‎его достоинство. Если раб божий откроет дверь попрошайничества, Аллах откроет ему ‎дверь нищеты» (или слово вроде этого). Расскажу вам хадис, выучите его наизусть: ‎

‎«Поистине, мир принадлежит четверым:‎

Рабу, кого Аллах наделил состоянием и знанием. Он остерегается в нем своего Гос‎пода. Поддерживает им родственные связи. Знает в них право Аллаха. Это – наилуч‎ший из уровней.‎

Рабу, кого Аллах наделил знанием, но не наделил состоянием. Он с искренним наме‎рением говорит: «Если бы у меня было богатство, я бы тоже действовал как тот». Ему ‎воздастся по его намерению. Награды обоих одинаковы.‎

Рабу, кого Аллах наделил состоянием, но не наделил знаниями. Он, не имея знаний, ‎растрачивает его куда попало. Не остерегается в нем своего Господа, не поддерживает ‎родственные связи. Не знает в нем права Аллаха. Это наихудший из уровней.‎

Рабу, кого Аллах не наделил ни знаниями, ни состоянием. Он говорит: «Если бы у ‎меня было богатство, я бы совершал те же деяния, что и тот. Ему (будет воздано) по его ‎намерению. Грехи обоих одинаковы».‎

Передал Тирмизи. ‎

Пояснение: Этот хадис передал Абу Кабша ал-Анмари радияллаху анху. Его настоящее имя – Саъийд ибн Амр. Один из сподвижников. Жил в Сирии. Хадисы пе‎редавал от Абу Бакра радияллаху анху.‎

В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам краткими фразами переда‎ет очень важные истины. О важности этих истин свидетельствует высказанная им вначале ‎клятва. ‎

В начале хадиса Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит: ‎

‎«Клянусь тремя вещами».‎

Он никогда не клялся бы, если это не так важно. Что из себя представляют эти три вещи, ‎которые заслуживают подтверждения клятвой Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васал‎лам?‎

‎1. «Имущество раба божьего не убавится из-за милостыни».‎

Внешне кажется, что если раб божий пожертвует кому-либо из своего имущества мило‎стыню, то его имущество уменьшится. Но на самом деле перед Аллахом оно умножится. Са‎мое малое – не понесет урона. Всевышний Аллах ниспосылает благодать (барака) на имуще‎ство, из которого пожертвовали, и приумножает с другой стороны. А пожертвованное иму‎щество лишь будет перенесено с этого мира в загробный мир.‎

Когда Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам было сказано: ‎

‎«Осталась четверть мяса забитого животного, все остальное мы пожертвовали», Он сал‎лаллаху алайхи васаллам сказал «Осталось все остальное, кроме четверти». Иншааллах, бо‎лее подробно об этом речь пойдет в главе о достоинствах милостыни (подаяния). ‎

‎2. «Если раб божий подвергся несправедливости и проявил терпение, то Аллах воз‎высит его достоинство».‎

Это указывает на высокое достоинство угнетенного, который, имея возможность отом‎стить, прощает угнетавшего человека. Отвергать зло злодея долг каждого мусульманина. ‎Однако, в личных вопросах будет достойным поступком простить злодея. Потому что в об‎ществе, где отсутствует взаимное помилование, увеличится число беспорядков и угнетений. ‎Между членами такого общества усилится атмосфера враждебности. В результате это обще‎ство придет в упадок. ‎

О достоинствах помилования также будет сказано в отдельной главе. ‎

‎3. «Если раб божий откроет дверь попрошайничества, Аллах откроет ему дверь ни‎щеты».‎

Если человек, перейдя к легкому пути пропитания, будет лентяйничать, будет себе желать ‎попрошайничества, Аллах наденет на него петлю нищенства.‎

Ислам призывает людей к дозволенному (халал) пропитанию, добыванию его своим по‎том. Ислам осуждает проживать на подаяниях. Если даже и позволялось в Исламе просить ‎милостыню, то это предусматривалось делать в безвыходных случаях, в непостыдной форме. ‎Скверность прошения милостыни трактована во многих хадисах. Есть даже хадис с таким ‎смыслом, что если просящий милостыню будет продолжать просить, каждый раз с его лица ‎будет отрываться кусок его плоти и в День Суда он воскреснет без плоти на лице. Эта тема ‎также к месту будет рассмотрена отдельно.‎

После этого предложения в хадисе следует фраза «или слово вроде этого». Такая ситуа‎ция случается в некоторых повествованиях, хотя и бывает очень редко. Это называется коле‎банием (шак) повествователя, то есть повествователю показалось, что ему послышалось еще ‎одно слово, с этим слово, но не дошло точно. Поэтому, чтобы быть объективным, он добавил ‎в предание свои слова. ‎

Затем Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал слушавшим его сподвижникам: ‎

‎«Расскажу хадис, выучите его наизусть».‎

Это также свидетельствует о том, что рассказываемый хадис является чрезвычайно важ‎ным. Давайте подробно рассмотрим, о каких еще мудростях пойдет речь в этом хадисе:‎

‎«Поистине, мир принадлежит четверым».‎

В этом мире люди делятся на четыре категории.‎

‎1. «Рабу, кого Аллах наделил состоянием и знанием. Он остерегается в нем своего ‎Господа. Поддерживает им родственные связи. Знает в них право Аллаха. Это – наи‎лучший из уровней».‎

Одному из этих четырех разных людей Аллах дал богатство и знание. Этот человек жи‎вет, будучи смиренным Аллаху. Он тратит свое состояние, как того велел Аллах. Свои ‎знания он также использует на пути повиновения Господу, поддерживает родственные связи ‎‎(силаи рахм). Он отдает должное Аллаху в своем имуществе и в своем знании. Дает закáт из ‎своего имущества, пожертвует из него милостыню, расходует во имя религии Аллаха. Сле‎дуя своим знаниям в деяниях, он наставляет людей на путь истинный и т.п. Это самый луч‎ший уровень среди четырех вышеупомянутых категорий. ‎

Отсюда следует, что наилучшим человеком с точки зрения Ислама является тот, кто вла‎деет как  состоянием, так и знанием, является богобоязненным, и в том, и в другом отдает ‎дань Аллаху, делает добро своим родным и близким. В этом есть опровержение для тех, кто ‎твердит, что, якобы в Исламе осуждается богатство.‎

С точки зрения Ислама, само богатство как таковое не является злом. Греховно быть пад‎ким на богатство и тратить его на дурные деяния. Это прекрасно, когда есть богатство и оно ‎тратится на праведные дела согласно указаниям шариата. Поэтому в хадисе отдается пред‎почтение тому, чтобы у человека из самой лучшей категории было и богатство, но обяза‎тельно по вышеупомянутым условиям. ‎

‎2. «Рабу, кого Аллах наделил знанием, но не наделил состоянием. Он с искренним ‎намерением говорит: «Если бы у меня было богатство, я бы тоже действовал как тот». ‎Ему воздастся по его намерению. Награды обоих одинаковы».‎

Благодаря этой части данный хадис рассматривается в этой главе. Здесь речь идет о воз‎даянии человеку по его намерению. ‎

Здесь говорится о хорошем человеке, хотя и не является с точки зрения Ислама самым ‎лучшим. Он обладает знанием. Соответственно знанию совершает  поклонения и благие дея‎ния. Отдает дань Аллаху. Мечтает о том, что если бы у него было богатство, то в нем он от‎дал бы дань Аллаху. Намеревается так, что если бы у него было состояние, он бы тоже со‎вершал добрые дела, как это делает вышеупомянутый человек. За это намерение Всевышний ‎Аллах воздаст ему награду за трату имущества на благое дело, даже если он ничего и не тра‎тит. Он человек истинного намерения, поэтому очевидно, будь у него богатство, он бы одно‎значно потратил его во имя Аллаха. Он живет именно с этим намерением. ‎

‎3. «Рабу, кого Аллах наделил состоянием, но не наделил знаниями. Он, не имея зна‎ний, растрачивает его куда попало. Не остерегается в нем своего Господа, не поддержи‎вает родственные связи. Не знает в нем права Аллаха. Это наихудший из уровней». ‎

После описания самых лучших и хороших людей, теперь началось описание людей само‎го плохого уровня. Такому человеку Аллах дает состояние, но не дает ему знания. Раз у него ‎нет  знания, то он должен был бы определиться с богатством, спрашивая об этом обладаю‎щих знанием. Однако этот невежественный человек так не поступил, стал тратить по своему ‎усмотрению. Он стал растрачивать имущество, которым наделил его Аллах, во все стороны, ‎на скверные, запретные (харам) дела, но не проявил милость к своим родственникам. Такой ‎человек не будет знать право Аллаха в имуществе, данном ему в качестве удела, не даст по‎ложенные ему закáт и пожертвования. Богатство, которым наделил его Аллах,  он потратит ‎не на пути, угодные Аллаху, а на греховные дела. Значит, такой человек находится на самом ‎худшем уровне.‎

‎4. «Рабу, кого Аллах не наделил ни знаниями, ни состоянием. Он говорит: «Если бы ‎у меня было богатство, я бы совершал те же деяния, что и тот. Ему (будет воздано) по ‎его намерению. Грехи обоих одинаковы».‎

У человека четвертой категории нет ни состояния, ни знания, ни образования. Более того, ‎намерение этого человека искажено. Ему даже в голову не приходит обрести знание. Однако ‎он мечтает уподобиться тому человеку, которому дано богатство, но обделен знанием, гово‎рит «Если бы у меня было богатство, я бы делал то же, что делает такой-то» и тратит свое ‎богатство на дурные и скверные деяния. Ему будет воздано за такие грехи, хотя у нет бо‎гатств и он не совершил эти грехи, поскольку у этого человека дурные намерения. Ибо,  если ‎бы у него была возможность, он совершил бы их без стеснения.‎

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:‎

‎1. Важные сведения можно подтверждать клятвой. ‎

‎2. Необходимо призывать к милостыне и подаяниям.‎

‎3. Подаяние милостыни не наносит ущерб богатству.‎

‎4. Необходимо проявлять терпение, когда человек подвергается злу. ‎

‎5. Аллах возвышает достоинство того, кто проявил терпение, когда подвергся несправед‎ливости.‎

‎6. Нельзя просить подаяние без уважительной причины, это станет причиной нищеты.‎

‎7. Нужно призывать к заучиванию важных хадисов или изречений. ‎

‎8. Нужно стремиться обрести знания и богатство. ‎

‎9. Нужно стремиться к смиренности Аллаху как в знании, так и в богатстве. ‎

‎10. Необходимость милостыни. ‎

‎11. Необходимость знать дань Аллаха как в знании, так и в богатстве, и отдавать эту дань. ‎

‎12. Человек, смиренно отдающий дань Аллаху, владея богатством и знанием, является че‎ловеком наивысшей категории. ‎

‎13. Человек, который владеет знанием и с искренним намерением говорит «будь у меня ‎состояние, я бы тратил его на добрые дела», заслуживает воздаяния. ‎

‎14. Можно обрести воздаяния и награды благодаря наличию доброго намерения, даже ес‎ли человек не совершил деяния.‎

‎15. Знание является достоинством. ‎

‎16. Плохо, когда богатство тратится куда попало без знания. ‎

‎17. Грешно тратить свое богатство без боязни перед Аллахом.‎

‎18. Не подавать милостыню является невежеством. ‎

‎19. Плохо, когда человек не отдает дань Аллаху в своем богатстве. ‎

‎20. Человек, обладающий богатством, но не обладающий знанием, не проявляющий сми‎рение, тратящий состояние на всякие дурные дела без боязни перед Аллахом, относится к ‎самой худшей категории. ‎

‎21. Отсутствие знаний – порок. ‎

‎22. Плохо не иметь ни знаний, ни богатства.‎

‎23. Нельзя вознамериться совершать дурные деяния. ‎

‎24. Человек, не совершающий плохих деяний только из-за отсутствия возможности, будет ‎грешным за свое дурное намерение.‎

Чтобы узнать, насколько глубокий смысл заключает в себе этот хадис, достаточно бро‎сить взгляд на нашу сегодняшнюю жизнь с точки зрения его мудростей. Кого среди нас ‎больше? Тех, кто считает, что милостыней богатство уменьшается или тех, кто так не счита‎ет? Больше ли среди нас тех, кто знает правильный ответ? Вероятно, на этот вопрос мы не ‎сможем дать положительный ответ. Правда, нельзя сказать, что нет жертвующих милосты‎ню. Однако, очень мало тех, кто считает, что жертвование милостыни никак не нанесет урон ‎богатству. Только тогда, когда среди нас будет больше тех, кто знает истинную сущность ‎милостыни, которая разъяснена в этом хадисе, нам, возможно, удастся решить множество ‎наших проблем.‎

Также обстоят дела с проявлением терпения со стороны подвергшихся несправедливости. ‎Мало тех, кто терпит ради Аллаха. Но больше таких, кто, попадая в безвыходное положение, ‎после длительных безрезультатных попыток, наконец вспомнит о терпении. Однако мало ‎тех, кто смог возвысить до уровня вероубеждения учение о том, что за проявленное терпение ‎злу повышается достоинство. В этом вопросе мы также должны подняться до уровня этого ‎хадиса. ‎

Несмотря на то, что Ислам всячески осуждает прошение подаяния, изумляет наличие ‎большого числа попрошаек среди тех, кто называет себя мусульманином. Не будет преуве‎личением, если сказать, что просящие подаяния превратили это дело в свое ремесло. В Ис‎ламе позволено человеку, оказавшемуся в безвыходном положении, просить милостыню, ‎чтобы оправиться. Милостыню может просить только тот, кто не имеет однодневный прожи‎точный минимум. Однако в наши дни большинство просящих подаяния не соблюдают эти ‎условия. Они, даже имея у себя все, продолжают просить подаяния уже не ради утоления го‎лода, а для достижения других благ. Поэтому они далеки от благодати. Сколько бы они не ‎зарабатывали, прося милостыню, их состояние не увеличивается. К тому же, в глазах других ‎они оставляют негативное впечатление об Исламе и мусульманах. ‎

А теперь давайте сопоставим с нашей действительностью вторую часть хадиса. Имеются ‎ли среди нас те, кто одновременно обладает и состоянием, и знанием? Если да, то сколько? ‎Напротив, у мусульман бытует мнение о том, что нельзя одновременно иметь богатство на‎ряду со знанием. Как только ученый человек начинает прилагать усилия к состоятельности, ‎тут же начнутся осуждения. А состоятельные не станут утруждать себя знанием. В результа‎те, обладающие знанием будут зависеть от незнающих богачей. Ради пропитания они обес‎ценят перед невежами свои знания. В какую бы область знаний мы не заглядывали, увидим ‎схожую картину. Обладатели знаний лишены богатств, а имущие - безграмотны. ‎

Человек, обладающий одновременно богатством и знанием, считается в Исламе челове‎ком наивысшей категории. Если так, то в каком состоянии находится наше повиновение Ал‎лаху в богатстве и в знании? А наше подаяние милостыни? И на каком же уровне наша дань ‎Аллаху в них? По моему, не на том уровне, что указано в благородном хадисе.‎

Среди нас имеются обладающие состоянием, но обделенные знанием. Можем утверждать, ‎что чуть ли не все обладатели состояния не обладают знанием. Всем известно, что нигде на ‎свете никто не тратит деньги во все стороны, как мусульмане. Полным-полно необдуманных ‎затрат, расточительства и рия. ‎

Сильно огорчает то обстоятельство, что среди нас очень много людей из четвертой кате‎гории. Несмотря на то, что исламский мир владеет большей частью богатств на земле, среди ‎мусульман широко распространена нищета. Большинство мусульманских стран занимают по ‎среднегодовым доходам последние места в мире. ‎

А в тех некоторых государствах, которые считаются богатыми, отсутствуют знания. Не‎смотря на то, что Ислам обязывает каждого мусульманина и мусульманку обретать знания, ‎мусульманский мир по неграмотности занимает одно из первых мест в мире. Боюсь, чита‎тель не поверит, если скажу, что сорок процентов населения одного государства, которое ‎прославилась распространением знаний во всем исламском мире, составляют неграмотные. ‎

По этой и другим подобным причинам в тех странах, которые ныне называются ислам‎ским миром, царствует нищета и невежество. В этом виноваты в основном сами мусульмане, ‎считающие себя мусульманами. Эта плачевная ситуация возникла в результате несоблюде‎ния ими вероучений Ислама, благородных хадисов, подобных упомянутым выше. Чтобы ‎выйти из такой ситуации, мы должны претворить в жизнь наши вероучения, в частности, ‎олицетворить этот изученный нами хадис. ‎

Из "Книги намерения, ихласа и знания"


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Слово рия означает видеть, видение. В шариате оно означает все, что совершается не для Аллаха, а для чьихто глаз, для показухи. Аллах говорит Кто же надеялся на читать полностью

2239 12:00 / 15.08.2020
Салим ибн aposАбдуллах родияллоху анху поведал со слов своего отца, что aposУмар родияллоху анху говорил своим сыновьям .Как встанете ото сна, так расходитесь и не читать полностью

1683 11:30 / 07.09.2019
Теперь же предлагаем вашему вниманию краткую информацию об истории науки о хадисах и мухаддисах Маварауннахра mdash края, на языке народа которого написана данная читать полностью

2646 16:00 / 19.03.2020
Сунна, являясь вторым источником исламского шариата, считается вторым после Священного Куръана источником и в вопросах вероучения. Однако ученые науки о читать полностью

1426 16:00 / 14.03.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью