Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
≪В год фатха Мекки Пророк саллаллаху алайхи васаллам в длинном хадисе (в числе прочего) сказал: ≪Напишите для Абу Шаха≫. Оба хадиса передали два шейха и Тирмизи.
Пояснение: Мы знакомы с Абу Хурайрой радияллаху анху Эта фраза является цитатой от длинного хадиса. Иншааллах, мы изучим его в свое время. В день фатха Мекки Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам обратился к людям с проповедью (хутба), которую начал словами: ≪Всевышний Аллах удержал слона от Мекки, но подчинил ее власти Своего Посланника и верующих≫.
По завершению речи, йеменец по имени Абу Шах сказал: ≪О Посланник Аллаха, напишите мне≫. Он хотел, чтобы услышанное от Пророка саллаллаху алайхи васаллам хранилось при нем в качестве документа в письменном виде. Но он не умел писать и попросил Пророка саллаллаху алайхи васаллам написать ему. И тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам подтвердил мнение Абу Шаха и велел сподвижникам, умеющим писать, изложить ему письменно. Следовательно, для сохранности знания приемлемо зафиксировать его, изложив письменно.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам подтвердил это действие и велел написать. На основе этого хадиса мусульмане взяли себе правило ведения записи знаний в виде научной дискуссии и книжной формы. В свое время, когда ни в одном уголке мира люди не умели ни читать, ни писать, в мусульманских странах все владели письменностью. Распространилось несметное количество книг в виде рукописей. Некоторые мусульмане обладали десятками тысяч книг. Общественные библиотеки были в мусульманских краях распространенным явлением. Широкое использование библиотек было отличительной чертой мусульманских стран.
То. что самыми древними и ценными рукописными изданиями в музеях и хранилищах развитых стран наших дней являются рукописи мусульман, представляет собой яркое доказательство нашего утверждения. Следует отметить, что это мнение - не единственное в своем роде. Ученые мусульмане наших дней очень хорошо изучили этот вопрос, документально и аргументированно доказали его научным способом. Эту истину признают и западные ученые. Однако, к величайшему сожалению, впоследствии мусульмане начали смотреть на этот важный вопрос без должного внимания. И даже в центрах науки не стали уделять внимания письму, довольствуясь лишь чтением и устными изречениями. Когда речь идет о письме и письменности, подразумевают каллиграфию, а не зафиксирование знаний.
Поэтому те, кто обучался в наши дни по двадцать лет в Бухаре, Самарканде и других именитых научных центрах, не хотели записывать, хотя могли пересказать смысл прочтенной книги. Особенно это обстоятельство оставило большой негативный след в плане исламского образования, знания. Поэтому трудно найти исламские книги на различных языках мусульманских народов. Что касается тех, кто хоть и научились писать, то они безграмотны, не говоря уже о том, что они недостаточно осведомлены о религии. Исламе, иймане. В итоге, простой мусульманин потерял возможность прочесть на своем языке хадисы, зафиксированные и сохраненные письменно. Хвала Аллаху, что это дело начинает возрождаться. Иншааллах, оно постепенно войдет в свое русло. Однако многое уже безвозвратно утрачено. Делая соответствующие выводы из горького опыта, мы должны уделять большое внимание сохранению знания, закрепив его письменно.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.