ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В главе, посвященной вопросу о предустановлении Всевышнего Аллаха мы рассмотрели один священный аят и более десяти хадисов. Конечно, тема предустановления Всевышнего Аллаха не исчерпывается только ими — есть еще немало аятов и хадисов на эту тему и некоторые из них приведены в других главах этой книги. Однако суть данного вопроса нами уже рассмотрена и мы можем сделать некоторые выводы.
На первый взгляд, при чтении некоторых хадисов может сложиться впечатление, что от воли человека ничего зависит, что он принуждается ко всем поступкам, при чтении других — наоборот, что после создания человека со свободной волей от Всевышнего Аллаха ничего больше уже не зависит. В некоторых хадисах повествуется о том, как следует понимать предустановление Всевышнего Аллаха до его свершения, в других — на примере уже произошедших событий.
Сообразно таким внешним впечатлениям в истории Ислама сформировались различные школы, уклонявшиеся в крайности и не сумевшие исследовать вопрос объективно. Люди, склонявшиеся к позиции: «Человек в этом мире совершает все не по своей воле, а по принуждению», стали последователями мазхаба Джабрийа. Внутри этой школы известность получила группа последователей «Джахмийа», возглавлявшаяся Джахмом ибн Сафваном Самарканди.
В противоположность мазхабу Джабрийа другие утверждали: «Человек свободен во всех своих делах, он поступает во всем только по своей воле и сам выбирает, что делать». Эти люди сгруппировались вокруг течения «Кадарийа», основателями которого являются муътазилиты. По единому решению мусульманской уммы, и джабриты, и кадариты считаются впавшими в заблуждение.
Убежденческий мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа, избравший традиционное вероучение Ислама, придерживается срединного пути. Последователи этого мазхаба считают, что в деяниях человека что-то зависит от него самого, а что-то нет. По их мнению, человек не несет ответственности за те дела, которые от него не зависят и, наоборот, он ответственен за то, что совершает по своей воле. Этой позиции придерживались сподвижники, табиъины и праведные мусульмане прошлого.
Рассказывают, что имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи спросил у имама Джаъфара ибн Мухаммада Садыка радияллаху анху:
— О дитя Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, поручил ли Всевышний Аллах все дела человеку?
— Всевышний Аллах превыше того, чтобы поручать дела Господни рабам Своим!
— Тогда может быть Он принуждает их?
— Всевышний Аллах справедливее того, чтобы сначала принуждать их к чему-либо, а затем наказывать!
— Что это значит?
— Это означает среднее: нет ни принуждения, ни полного произвола. Нет ни заставления, ни самовольства.
В истинности этих ответов мы могли убедиться на основе вышеприведенных рассуждений.
Термин «предустановление Всевышнего Аллаха» и производные от него используются в значении законов и правил, систем и причин, поддерживающих порядок в мире. Но общий порядок не исключает права выбора человека между разными вариантами поведения, предлагаемыми Создателем, шайтаном и своим нафсом. Нам просто трудно бывает понять, что Всевышний Аллах знает наперед, какой выбор мы совершенно свободно сделаем, и Он выстраивает дальше систему жестких причинно-следственных связей на основе этого знания, не нарушая данной нам свободы. При этом далеко не все решения получают Его дозволение на то, чтобы быть реализованными в бытии, однако наши намерения Ему известны и за них в Судный день тоже будет осуществлен расчет.
К вопросу предустановления Аллаха нельзя относиться небрежно. Без внимательности и бдительности человек может легко сбиться с пути и впасть в невежество. В истории было много таких случаев. Большинство людей отклонялись с правильного пути в ту или другую сторону именно из-за заблуждений в вопросе о предустановлении Аллаха. Он был причиной возникновения крупных интриг и раздоров, приносивших величайший вред мусульманам. Именно поэтому ученые мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа занимали очень категоричную позицию в этом вопросе.
В частности, в одной из общепризнанных книг мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа — «Акийдатут Тахавийа» — говорится следующее:
«По сути, предустановление Аллаха — это тайна Творца в Его творениях. Ее не знают ни приближенный ангел, ни посылаемый к людям пророк алайхиссалам. Уклонение в крайность в этом вопросе является причиной бед, путем к лишениям и предпосылкой для смуты. Будьте предельно осторожны в рассмотрении этого вопроса, в размышлениях на эту тему и избегайте возникновения сомнений. Аллах скрыл от людей знание о Своем предустановлении и предостерег их от посягательств на эту тайну. В Своей Книге Он сказал:
“Не будет Он спрошен о том, что делает, а они — будут спрошены!”[1].
Итак, кто спросит: “Почему Он так поступил?”, тот отвергнет положение Куръана. Кто отвергнет положение Куръана, тот будет из числа кафиров».
Эти слова написаны на основе многочисленных горьких жизненных примеров, после всестороннего изучения аятов, хадисов и высказываний сподвижников по вопросу о предустановлении Всевышнего Аллаха. До того, как ученые мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа достигли этого результата, они прошли через многочисленные споры, дискуссии, сопоставления аргументов и проведение опытов. В конце концов, они пришли к выводу, что для мусульман будет полезно следовать в этом вопросе вышеуказанным правилам.
«По сути, предустановление Всевышнего Аллаха — это тайна Творца в Его творениях».
Тем самым, предустановление о всем сотворенном известно только Самому Предустановившему субханаху ва таъала.
«Ее не знают ни приближенный ангел, ни посланный пророк саллаллаху алайхи васаллам».
Приближенный ангел и посланный пророк алайхиссалам осведомлены о многих тайнах. Однако в эти тайны Аллах субханаху ва таъала не посвятил даже их. Они также ничего не знают о том, что предустановлено творениям.
«Уклонение в крайность в этом вопросе является причиной бед, путем к лишениям и предпосылкой для смуты».
Попытка проникнуть за завесу тайны Божией, узнать раньше времени и больше необходимого, в итоге приведут к бедам, станут причиной смуты. В действительности, мазхабы Кадарийа и Джабрийа, а также те, кто последовал за ними, в последствии оказались именно в таком положении.
«Будьте предельно осторожны в рассмотрении этого вопроса, в размышлениях на эту тему и избегайте возникновения тревожных сомнений».
Будьте осторожны в таких рассуждениях, как «Почему произошло так или иначе? Что было бы, если бы было иначе?», а также избегайте сомнений (васваса), таких, как: «Если все известно заранее, для чего же тогда нужды деяния?». Всевышний Аллах велел вам уверовать в Свое предустановление, следовать Его указаниям, шариату — так выполняйте же это!
«Аллах скрыл от людей знание о Своем предустановлении».
Даже если все люди объединят усилия, им не удастся узнать того, что предназначено самой маленькой частице.
«В своей Книге Он субханаху ва таъала сказал:
“Не будет Он спрошен о том, что делает, а они — будут спрошены!”».
Что бы ни делал Всевышний Аллах, Он — Владыка всех миров, никто не может спросить у Него: «Зачем Ты сделал это?». Однако Аллах со всех людей о каждом деле спросит: «Почему ты сделал это?».
«Итак, кто спросит: “Почему Он так поступил?”, тот отвергнет положение Куръана».
Кто не примет произошедшее как предустановление Всевышнего Аллаха и будет спрашивать: “Почему Аллах поступил так?”, тот отвергнет положение Куръана: “Не будет Он спрошен о том, что делает...”».
«Кто отвергнет положение Куръана, тот будет из числа кафиров».
Именно поэтому в этом вопросе нужно быть предельно осторожным. Предосторожность должна быть такой, что человек не должен даже приближаться к тем, кто дерзает мудрствовать в вопросе о предустановлении Всевышнего Аллаха.
Именно по этой причине после главы «О предустановлении Всевышнего Аллаха» автор включил следующую главу.
[1] Сура «Анбийа», аят 23.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 2-том. Ислам и Ийман.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.