Где знания, там и книг будет больше. А там, где книги, будет развиваться наука. Книги и отношение общества к книгам остаются мерой определения отношения членов этого общества к знанию. Именно это явление нашло свое отражение в жизни мусульман. Начиная с девятого века по христианскому летоисчислению, книги считались у мусульман настоящим богатством. Человек, пожелавший сделать кому-либо самый дорогой подарок, дарил книгу. Когда Багдадский халиф попросил своих министров посоветовать сделать народу ценный подарок, все они единогласно указали на дарение хорошей библиотеки. Когда эта библиотека была подарена мусульманской общественности, она получила название ≪Дарул хикма≫ (≪Дворец мудрости≫) и впоследствии превратилась в первую в мире академию наук. Библиотеки были также широко распространены во всех городах и селах мусульманского мира. Только в городе Багдад было более сотни библиотек, в которых для читателей были созданы все условия. Согласно утверждению историков, библиотека города Наджаф считалась одной из маленьких библиотек того времени. В этой маленькой библиотеке было сорок тысяч экземпляров книг. Только сам список книг библиотеки города Рай состоял из десяти томов книг. Более того, в таких учреждениях, как мечети и лечебницы, были свои собственные библиотеки.
Насриддин Туси собрал в своей обсерватории четыреста тысяч экземпляров книг. Справедливости ради нужно отметить, что в то время не было печатных издательств, все книги переписывались рукописно. Не только халифы, но и эмиры и визири уделяли библиотекам большое внимание. Большая часть дворца эмира Бухары Мухаммада Мансура была выделена под хранение книг, а когда эмира вылечил Ибн Сина, он разрешил ученому брать любую из этих книг. Ознакомившись с этой библиотекой поближе, впоследствии Ибн Сина напишет, что здесь он увидел книги, о названии которых большинство людей даже и не слышали. Визирь Мухаллаби (ум. в 963 году по христианскому летоисчислению) оставил в наследство сто восемнадцать тысяч томов книг. Другой визирь того же времени повествует, что в библиотеке молодого друга Мухаллабийа по имени Ибн Аббад было двести шесть тысяч единиц книг. А один из его казиев (судья) обладал книгами в количестве один миллион пятьдесят тысяч единиц. Когда эмир Бухары вызвал к себе одного лекаря, тот попросил извинения, сославшись на то, что он сейчас переезжает и в связи с переездом уже погрузил свои книги на четыреста верблюдов. Такой интерес к книгам был присущ не только правителям и ученым, но и всем мусульманам. Усама ибн Мункиз, всадник, вся жизнь которого прошла в наездничестве и битвах, писал о зверствах крестоносцев: ≪Мои дети, дети моих друзей, наши женщины остались живы, что облегчает мне потерю моего разграбленного имущества. Но разлука с моими книгами стала для меня тяжелым горем.
У меня было всего лишь четыре тысячи томов книг. Но это были самые хорошие книги. Эта утрата принесла мне печаль на всю оставшуюся жизнь≫. Откуда же было знать крестоносцам о ценности книг? По признанию их же историков, в то время, как мусульмане берегли книги как зеницу ока, как было упомянуто выше, во всех монастырях всей Европы было всего лишь двенадцать книг. Чтобы уберечь их от уничтожения, они были обволочены цепями. Могли ли знать значимость книг захватчики, пришедшие из таких мест?! Присущая мусульманам склонность к знаниям, их интерес к книгам были на основе иймана и ихласа, и вскоре это дало свои плоды. Они привели в порядок различные науки и предоставили их всему человечеству. Мы вынуждены остановиться на этих заслугах совсем коротко, ибо это не входит в задачу этой книги. Иншааллах, более подробные сведения будут даны в отдельных книгах. С вашего позволения, в сжатой форме представим сведения о некоторых науках, основателями которых были мусульмане.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф