Во всех мусульманских странах было обычным явлением обеспечивать учащихся учебных заведений бесплатным питанием, книгами, одеждой и общежитием (ночлегом). Финансирование учебных заведений брали на себя правительства, частные лица и вакфы. Поэтому в таких учебных заведениях учащиеся усердно изучали различные науки. Родители одаренных студентов, помимо занятий в медресе, организовали для своих детей дополнительные уроки. Примером этому историки приводят нашего великого соотечественника Абу Али ибн Сину (Авиценна). Ибн Сина успел выучить наизусть Благородный Куръан и несколько других религиозных книг еще не достигнув десятилетнего возраста. Затем, когда учеба в медресе становится недостаточной, он получает уроки по фикху у частного преподавателя. Математику он изучал у продавца угля. Затем, чтобы учить его дальше, его отец привел учителя по имени Абу Абдуллах.
Он знал философию. После нескольких уроков Ибн Сина обогнал своего учителя. Потом он занялся изучением логики. Когда он перешел к географии, учитель сказал ему: ≪Дальше читай книгу сам, а я исправлю тебя, если будут ошибки≫. Когда Абу Абдуллах покинул Бухару, Ибн Сина начал изучать у Ийсы ибн Яхйа естественные науки и медицину. Несмотря на то, что это были самые трудные книги по медицине, он сказал, что медицина ≪оказалась легкой наукой, я изучил ее за короткое время≫. Тогда ему было шестнадцать лет. Затем, странствуя в течение полутора лет, он изучит различные разделы логики и философии. Между тем, он вылечит правителя Бухары и, обучаясь в его библиотеках и лечебницах, довершит свое образование, когда ему исполнилось восемнадцать лет. Из этих сведений нам становится ясно, что тысячи лет назад в наших краях, являющихся неотъемлемой частью мусульманского мира, благодаря достоинствам Ислама, появились выдающиеся специалисты и учителя в различных сферах науки и знания.
Благодаря стараниям и усилиям мусульман на пути обретения знаний, были основаны первые в мировой истории полноценные университеты. Вспомните празднование тысячелетних юбилеев университетов ≪Каравийюн≫ в Магрибском городе Фас, ≪Зайтуна≫ в Тунисе и ≪ал-Азхар≫ в Каире. Если европейцы собрались бы провести тысячелетний юбилей своих университетов, им пришлось бы ждать еще триста лет. Чтобы осмыслить разницу в науке между исламским миром и Европой, достаточно вспомнить признание одного из западных ученых. Он описывает положение Европы в период расцвета науки и знаний в мусульманском мире: ≪В девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом веках 95 процентов населения запада вообще не умели читать и писать. Европейские короли и повелители также не умели читать и писать. Все знают, что именитый король Шарль частично научился читать и писать в старческом возрасте. Пастыри и религиозные служители в монастырях не умели даже держать в руках карандаш≫.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф