Передается от Ибн Масъуда радияллаху анху: ≪Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: ≪Нет хасада (зависти), кроме как в двух. (Первое,) когда Аллах дает одному человеку богатство и тот тратит его на праведном пути, (второе,) когда Аллах дает знание одному человеку и он принимает им решения и обучает ему≫. Передали два шейха и Тирмизи.
Пояснение: Мы хорошо знакомы с Абдуллахом ибн Масъудом. Слово ≪хасад≫ означает грезить об исчезновении благоденствия, данного другому. Это греховно. Но иногда слово ≪хасад≫ используется в смысле ≪восхищение ≫ (так называемая ≪белая зависть≫), В таком случае человек, увидев благоденствие других, мечтает, чтобы такое благоденствие и было у него. Арабы это называют ≪гибта≫. В этом благородном хадисе слово ≪хасад≫ использовано именно в смысле гибта - завидовать в хорошем смысле, белой завистью. Как говорится в хадисе, завидовать чужому добру можно только в двух случаях, мечтая иметь такое же благоденствие. ≪(Первое,) когда Аллах дает одному человеку богатство и тот тратит его на праведном пути≫. Можно завидовать такому человеку, думая: ≪если бы Аллах дал мне такое же богатство, как этому человеку, то я тоже тратил бы его на добрые дела≫. ≪(Второе,) когда Аллах дает знание одному человеку, и он принимает им решения и обучает ему≫.
Мусульмане могут завидовать и такому человеку. Принятие решений знанием заключается в соблюдении этому знанию и призыве людей к тому же.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Призыв к трате богатства на праведные деяния.
2. Неимущим можно грезить о том, что если бы у них было богатство, то они потратили бы его на добрые дела.
3. Ислам велит следовать знаниям и обучать им людей.
4. Нужно и других призывать получать знания и обучать остальных, следуя им.
Пожалуй, излишне говорить, что в своей жизни мы сильно нуждаемся в следовании этому хадису. Те из нас, кто обладает богатством, сегодня не тратят его ради довольства Всевышнего Аллаха. Напротив, они больше тратят имущество на такие дела, которые гневят Всевышнего Аллаха. Хотя нашим зажиточным, состоятельным людям следовало бы воздерживаться от таких поступков, тратить данное им Аллахом богатство на воздаваемые дела, удостаивающиеся довольства Аллаха. А малоимущие смотрят на состоятельных с черной завистью, в дурном смысле слова ≪хасад≫. Мы сгораем от ревностной зависти: ≪Почему у него есть состояние, которого нет у меня?≫. Мы не только горим в душе от зависти, но и пытаемся сделать все возможное, чтобы они лишились своего богатства, своих благ.
Настоящий мусульманин должен на завидовать, а восхищаться благами, которыми Аллах одарилдругих, если они тратят эти блага ради Его довольства. Нам следует говорить: ≪Да хранит Аллах его от сглаза, Он дал ему богатство, да пребудет это с ним! Да будет так, чтобы мы поступали также, если Всевышний Аллах и нам даст такое богатство≫. В наши дни среди нас очень мало владеющих знанием. Еще меньше тех, кто следует своим знаниям, действует согласно своим знаниям. Но гораздо больше тех, кто не обладает знанием. А тех, кто, питая хасад (черную зависть) к обладателям знаний, испытывает к ним неприязнь и вражду, еще более предостаточно.
В таком состоянии мы никогда не сможем добиться добра. Если мы хотим его достичь, то все мы должны стремиться стать учеными, усердствуя в получении знаний, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам наставляет нас в этом хадисе. Каждый, кому Аллах дал знание, должен следовать ему в своих деяниях, должен обучать других и наставлять их следовать своим знаниям. А те, кто не обладают знанием, должны восхищаться и проявлять уважение к знающим, говоря ≪Если бы Аллах дал нам тоже знания, мы также следовали бы им и учили других≫.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.