Зависть также является одним из нравственных пороков. Это один из самых мерзких пороков, нарушающих спокойную жизнь человека. Давно замечено: завистник, желая несчастья всем, кроме себя, в конце концов, из-за этого сам оказывается в беде. Ибо его не столько радуют собственные успехи, сколько постоянно мучает, изводит все хорошее, что досталось другим. В наше время зависть приобретает особую массовость и опасность. Ведь даже некоторые народы впадают в этот грех, желая другим зла. Обыкновение именно завистника – находить удовлетворение в кляузах, быть инициатором интриг и конфликтов. К примеру, с целью занять «теплое местечко» другого он готов на все, лишь бы сделать из «соперника» такого же неудачника, как и он сам. Словом, завистник – несчастный, одинокий человек, которому не везет в жизни главным образом потому, что он не верит ни в людей, ни в себя, не находит достойных возможностей для достижения достойной цели. Поэтому Куръан порицает зависть:
«И не желайте (завидуя) то, чем Аллах дал преимущество одним из вас над другими. Мужчинам – доля из того, что приобрели, и женщинам – доля из того, что приобрели. И просите от Аллаха из Его благоволений...» («Ниса», 32).
В другом аяте Аллах указывает, что необходимо просить у Него защиты от зависти и ее носителей; а кроме того не ненавидеть завистника, а жалеть его, ибо никому он не приносит столько вреда, сколько самому себе... Избавление от зависти, предупреждение ее – находить удовлетворение во всем, что досталось тебе, добросовестно выполнять свой долг, ориентироваться не столько на тех, кто счастливее тебя, сколько постоянно самому заботиться о своем благополучии.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Когда увидит один из вас того, кому дано преимущество над ним в имуществе и в сотворении, то пусть посмотрит на того, кто ниже».
Передал имам Бухари.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.