Например, человек сидит в мечети. Если он намерился просто отдохнуть, то это будет обычным действием. Он отдохнет, но награды (саваб) за это не получит. Но если он будет сидеть в мечети с намерением совершить иътикаф (пребывание в мечети для поклонения Аллаху, отчуждаясь от мирских дел), то это является поклонением. Если он делает это, стремясь подражать Пророку саллаллаху алайхи васаллам, потому что это его сунна, его пребывание в мечети превратится в настоящее поклонение. За это получит большие воздаяния. Человек умывается в бане. Если он умывается с намерением совершить гусл (полное омовение), считая это требованием шариата, то это будет поклонением.
Но если он умывается просто для очищения, то это будет обычным явлением из-за отсутствия намерения об ибадате. За это он не получит саваб. Шариат велит нам заключать брак, строить семью. Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: ≪Никах (бракосочетание) - это моя сунна. Кто отвернулся от моей сунны, тот не от меня≫. Поэтому, семейная жизнь человека, намерившегося заключить никах согласно шариату, станет поклонением. Человек, который женился только для того, чтобы удовлетворить свою похоть, добьется желаемого, но не получит воздаяния. Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: ≪Поиск знаний - фард для каждого мусульманина≫.
Человек, изучающий знания с намерением ≪мой народ, моя страна нуждаются в знаниях, получаемых мною, поэтому я должен исполнить фардул-кифая≫, будет находиться в состоянии ибадат (поклонения). Ангелы распластают свои крылья под его ногами. Такой человек завоюет великие награды и удостоится высоких почестей. Но если он обретет знания, чтобы получить богатство, достичь высоких должностей, возможно, достигнет своих целей, но уж точно не достигнет награды и воздаяния. По шариату Ислама крестьянин, работающий на поле, токарь у станка, ремесленник за своим ремеслом, служащий, исполняющий свои обязанности или интеллигент, занимающийся умственным трудом, одинаково будут служить Аллаху, если они работают с намерением: ≪наша религия предписала мне (ваджиб) обеспечивать свою семью дозволенным путем, я заработаю дозволенным путем (халал) и прокормлю семью≫. Человек и с другими намерениями может достигнуть своей цели, но не достигнет награды и воздаяния. Кормление своих животных и уход за ними с намерением: ≪В нашем вероисповедании велено быть милостивым по отношению к животным, не оставлять их без пищи и воды≫, также считается поклонением и это воздастся савабом.
Однако то же самое с намерением хорошо откормить скотину, чтобы она набрала вес, продать и заработать хорошие деньги, будет обычным делом. Человек получит большое количество мяса, заработает денег и богатств, но за это не получит воздаяния. Это правило можно применить в жизни человека абсолютно ко всему. Соблюдая это золотое правило, можно превратить в поклонении каждую минуту человеческой жизни, даже его сон. Есть хадисы, которые гласят, что человек, который после ночного намаза лег спать с омовением, а затем встал и совершил новое омовение для предрассветного намаза, получит столько воздаяний, сколько получит тот, кто всю ночь непрерывно совершал поклонение. Если человек ведет праведную жизнь, ест и пьет, с намерением прожить согласно предписаниям Аллаха, то и это будет поклонением. Поэтому мы говорим, что Ислам не делит жизнь человека на религиозную и мирскую жизни. Это проявление смысла слов Аллаха: ≪И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне≫.
Это и есть проявление легкости, простоты Ислама. Все, что в других религиях и строях считается обычным и необходимым, в Исламе легко превращается в поклонение. Достаточно лишь сделать соответствующее намерение. Благим намерением, стремлением держаться пути чистоты и дозволенного по указаниям шариата человек может легко превратить в поклонение даже удовлетворение своей похоти, не говоря уже об одеянии, приеме пищи и удовлетворении других потребностей.
Да, Ислам является религией благих намерений, благих деяний, мусульманин является человеком с благими намерениями, с благими деяниями. В этом вероисповедании человек может превратить в поклонение Аллаху каждый миг своей жизни, каждое свое действие, ибо Ислам имеет предписания по каждому случаю человеческой жизни. Мусульманин настолько счастлив, что если изучит эти предписания и исправит по ним свои намерения, превратит в поклонение всю свою жизнь. У мусульманина нет деяния, которое не могло бы превратиться в поклонение.
Ибадатом могут стать его личные, семейные, социальные, экономические, литературные и другие деяния. Таким образом, вся жизнь превращается в поклонение. Однако пользуемся ли мы этой огромной возможностью должным образом? Конечно, нет! Хотя большинство из нас претендует на мусульманство, мы не знаем, что собой представляет Ислам. Да и если знаем совсем мало, на деле не следуем своим знаниям. Даже свои мизерные деяния мы не совершаем ради Аллаха и Его Посланника.
Из книги «Хадисы и Жизнь» Джуз 3. Намерение, ихлас, знание.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.