Противники Ислама в попытках его компрометации и прежде и теперь измышляют, будто это сугубо практичная, «приземленная» религия, обделенная духовными началами, что их якобы заменяют жесткие ритуалы на все случаи жизни, обедняющие внутреннее богатство души.
Разумеется, все это не соответствует действительности. Наоборот, всюду и везде, отдавая, конечно, должное телесному, Ислам на первый план ставит духовность, нравственность, которые, в частности, призваны регулировать плотские потребности человека. На то ему даны чуткая душа, разум, воля, стремление к познанию мира и самого себя.
Человек состоит из двух компонентов: из духа и тела. Тело материально, оно растет, движется. Дух – это нематериальное начало, которое думает, знает, любит, ненавидит, имеет волю, имеет благие или злые намерения, нравы.
Эти два компонента имеют своеобразные требования, нужды и побуждают человека удовлетворять их. Тело нуждается в пище, питье и физическом удовлетворении. А дух нуждается в совсем других благах.
Ислам учит, что соединение в человеке телесного и духовного порождает определенные противоречия и трудности (это подтверждает и наука). Все дело в том, как человек выходит из этого положения. Если увлекается только грубо материальным, т.е. корыстью, удовлетворением плотских желаний, то низко падает морально, что противно воле Аллаха. Многие считают, что жизнь состоит только из пищи, питья и других материальных благ. Поддаваясь своим страстям и прихотям, некоторые падают так низко, что становятся хуже чем животное.
Именно потому Куръан и отводит особое место духовной жизни. Основу ее основ составляет, конечно, вера, благодаря которой человек возвышается, становится достойной личностью. Куръан призывает и помогает настойчиво воспитывать себя умеющим сдерживать свои страсти, предположенным только к благим делам. И это касается не только своих личных дел, но и общества, устроения мира. Человек должен очищать и держать в чистоте свое сердце от низменных страстей, зависти, гнусных мыслей и других вредных болезней души, чтобы люди жили во взаимной любви, дружбе и мире.
Из книги Ийман. Ислам. Куръан.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.