1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Хадис

Охрана природы в Исламе

16:00 / 29.01.2020 3399 Режим чтения + -

Несомненно, проблема охраны окружающей среды является одной из важных проблем современности. Данная проблема по своим последствиям, которые могут быть нанесены человечеству, не уступает по опасности ядерной угрозе.

Действительно, развитие в сфере высоких технологий, изобретение новых источников энергии, появление новых полезных ископаемых (минералов) и химических элементов, грубое и необдуманное вмешательство человека в природные процессы привели к возникновению чрезвычайно тревожной ситуации в области охраны окружающей среды.

Естественно, проблема охраны природы тревожит сегодня также и сотни миллионов мусульман и мусульманских ученых во всем мире. В поисках решения этих проблем они обращаются к аятам Куръана и учениям Ислама.

Как известно каждому мусульманину, Всевышний Аллах создал этот мир в удивительной гармонии и взаимосвязи, с величайшим, с прекраснейшим и мудрым расчетом, с бесконечно красивыми свойствами, качествами, составом и количеством. Каждое существо наделено неповторимыми особенностями, уникальным строением. Все во всем мире создано Аллахом в своеобразном порядке, пространстве и времени.

Об этом в Куръане ниспослано великое множество аятов. В частности, в суре «Камар» Аллах говорит:

«Поистине, каждую вещь Мы сотворили с мерой» (аят 49).

А в суре «Фуркан» говорится так:

«…и сотворил каждую вещь и размерил ее мерой» (аят 2).

Иначе говоря, весь мир вокруг нас: и вода, и земля, и воздух, и горы, и животные, и растения – все сотворено Аллахом с определенным расчетом, в крепкой взаимосвязи. Если возникнет малейшее нарушение этой взаимосвязи, это приведет к появлению ряда серьезных проблем, которые могут превратиться к природным катаклизмам и гибели всего человечества.

Также известно, что Аллах подчинил этот прекрасный мир человеку. Человек считается халифом – наместником Всевышнего на земле. Аллах, объявив человека своим наместником и возвысив его, также соизволил и провести его через испытания. Поэтому, с точки зрения Ислама, человек обязан отвечать за все свои деяния перед Аллахом. Эта ответственность проистекает из высшего положения и из привилегий, дарованных Аллахом человеку.

Аллах не только наделил человека высшими правами и привилегиями, но и, ниспослав ему Свои вахий, научил, как пользоваться этими благами и дарами для себя и других. Аллах велит человеку беречь этот мир, извлекать выгоду из дарованных ему Аллахом благ, не губить их, использовать их в благих намерениях и не тратить их в злых целях.

В суре «Аъраф» говорится:

«И не творите порчу на земле после устроения ее» (аят 56).

Как гласит этот аят, Аллах создал землю и все необходимые условия для благополучной жизни человека. Вода, горы, животный и растительный мир, материальные и духовные блага – все для человека. Человек должен бережно пользоваться этими благами, не нанося им вреда, не нарушая равновесие, взаимосвязи и гармонию природы, которые установил Аллах. Сегодня мы видим, как нарушено это равновесие неправильным вмешательством человека, в результате чего возникли многочисленные проблемы по охране окружающей среды.

Следовательно, каждый набожный человек должен бороться за сохранение природы, этого мира в первозданном виде, в каком создал его Всевышний Аллах.

Куръан указывает в суре «Рум» в качестве причины распространения зла на земле деяния людей:

«Появилось нечестие (порча) на суше и море за то, что приобрели руки людей, чтобы дать им вкусить часть того, которое творили. Может быть, возвратятся!» (аят 41).

В этом аяте изложено, как вследствие деяний людей на земле возникают бедствия. Если их сердца и души нечисты, последствия их деяний также приведут к гибели. И результаты этих бед обязательно сказываются обратно и на самом человеке. Поэтому Всевышний Аллах в этом аяте говорит:

«...чтобы дать им вкусить часть того, которое творили».

Вместе с этим, милость Аллаха безгранично велика. Будучи милостивым и милосердным, Он дал Своим рабам возможность каяться и вернуться на истинный путь. Поэтому в конце аята говорится:

«Может быть, возвратятся».

Многочисленные хадисы говорят об огромной ответственности человека в этом мире. В одном из них Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:

«И каждый из вас – попечитель, и каждый из вас ответственен за своих подопечных».

Передал имам Бухари.

Эти краткие слова несут глубокий смысл и говорят об ответственности человека перед Аллахом за обеспечение мира и благополучия на земле. Тех, кто губит и уничтожает созданные Аллахом творения, Ислам называет «муфсидун» – «творящие зло».

Об этом говорится в суре «Бакара»:

«А когда отвернется, то устремится по земле, чтобы творить порчу на ней и погубить посевы и потомство. А Аллах не любит порчу!» (аят 205).

Слово «ал-харс» означает «посевы» – растительный мир, а слово «ан-насл» – «потомство» означает мир животных. Животный и растительный мир считается в Исламе самым необходимым для человека. Кто наносит ему вред, тот наносит вред всему человечеству.

Ислам всегда призывает верующих людей не причинять вреда животным, проявлять заботу о животном мире.

Всевышний Аллах дает подробные указания, как относиться к окружающему миру, в частности, к животным. Во многих аятах мусульманам разъясняется цель Аллаха в создании животного мира с призывом изучать и охранять животных. Куръан также учит человека тому, как пользоваться животным миром и как воспитывать прирученных животных, призывает искать и видеть Божественные знаки даже в простых, неприметных животных.

Несколько сур Куръана называются по названиям животных: «Бакара», «Анъом», «Фил», «Намл», «Нахл». В переводе на русский они означают «корова», «скот», «слон», «муравей», «пчела»...

Куръан утверждает, что животные и птицы также являются уммой, как и люди. Именно это утверждение призывает человека относиться ко всем Божьим тварям, являющимся уммой, как и он сам, с милосердием. Об этом говорится в суре «Анъам»:

«И нет ни животного на земле, ни птицы, что летит своими крыльями, чтобы не были общинами, подобными вам» (аят 38).

Если каждый вид и группа животных являются отдельной уммой, следовательно, именно на основании этого закона они имеют право на существование, право на жизнь среди других умм.

Имам Бухари и имам Муслим приводят хадис, переданный от Абу Хурайры радияллаху анху, где Про­рок саллаллаху алайхи васаллам говорил:

«Одного из пророков укусил муравей. По его приказу селение муравьев было сожжено. Тогда Аллах ниспослал вахий: «Тебя укусил один муравей, а ты погубил целую умму, которая пречищает».

Во многих аятах Куръана можно найти ответ на вопрос: «Почему были созданы животные?». Например, в суре «Муъминун» говорится:

«И поистине, для вас в скоте действительно назидание. Мы поим вас из того, что в их животах, и для вас в них много выгод, и от них кушаете, и на них, и на суднах переноситесь» (аяты 21, 22).

Еще в суре «Нахл» Аллах говорит:

«И скот – сотворил его, для вас в нем – тепло и выгоды, и от них кушаете.  И для вас в них – красота, когда гоните на покой и когда выпускаете. И переносят грузы ваши в страны, куда вы не были достигающими без утомления себя. Поистине, Господь ваш – действительно Кроткий, Милосердный! И коней, и мулов, и ослов, чтобы вы ездили на них, и украшением. И творит то, чего не знаете» (аяты 5-8).

В приведенных аятах говорится о такой пользе от животных, как «употребление их в пищу», «тепло», «перевоз грузов», а также «украшения» животных, которыми наслаждаются люди. Действительно, Аллах создал животных в качестве благ для человека. Поэтому люди должны благодарить Всевышнего за эти блага, бережно относиться к животному миру, так необходимому для себя, охранять и приумножать его.

Благодарность выражается здесь двумя путями. Первый: молитвенное благодарение Всевышнего Аллаха, даровавшего человечеству такие несчетные блага. Второй: соблюдать Его указания при использовании дарованных Им благ. Ислам категорически подчеркивает недопустимость причинения вреда животному миру.

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам, увидев проходящего осла, на морде которого было выжжено клеймо, воскликнул: «Не дошло ли до вас то, что я проклял того, кто заклеймил морду животных и кто бьет их по морде?!».

Передал Муслим.

Передается от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху:

«Однажды, когда мы с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам находились в пути, я отошел в сторону по нужде и увидел воробья с двумя птенцами. Я взял этих птенцов. Воробей начал отчаянно махать крыльями возле меня. Увидев это, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто заставил его страдать за своих птенцов? Верни ему птенцов!».

Передал Абу Давуд.

Как видно, Ислам оберегает каждый вид животных. Ислам категорически запрещает убивать животных без благих намерений, считая это тяжелейшим грехом. Убивать животных, сотворенных Аллахом – великий грех. Это черная неблагодарность за дарованные Им бесконечные блага.

Передается от Шурайды радияллаху анху:

«Я слышал, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Кто убьет хоть воробья понапрасну, (воробей) будет жаловаться Всевышнему Аллаху в Судный день, говоря: «О Господи! Поистине, такой-то человек убил меня понапрасну, а не убил меня для пользы».

Передал Насаи.

Милосердие и доброе отношение Ислама к животным не связано только с пользой, которые они приносят людям. Мусульмане обязаны хорошо относиться ко всему животному миру, даже если от них не ожидается никакой выгоды.

Доброе, заботливое отношение к животным наша религия установила как правило для мусульман. Верующий мусульманин может быть удостоен высоким почестям в Раю за свое доброе отношение к животным. Об этом говорят много хадисов.

Имам Бухари и имам Муслим передают от одного из великих сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам – Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Шел один человек. Замучила его жажда. Он спустился в колодец и напился, а потом выбрался наружу. Вдруг увидел собаку с высунутым языком, которая лизала влажную землю от жажды. Человек сказал: «Действительно, ей досталось так же, как и мне», после снял свой башмак, затем взял его в зубы, почерпнул воды и напоил собаку. Отблагодарил Аллах и простил ему». Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха, поистине, нам и за животных есть вознаграждение?» Он сказал: «За каждое живое существо - вознаграждение».

Соответственно, и того, кто причиняет боль животным, наносит им вред, пытает, издевается над ними, ждут в Судный день тяжелые мучения и жестокая расплата.

В хадисе, переданном имамом Бухари от Абдул­лаха ибн Умара радияллаху анху говорится, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:

«Одна женщина попала в Ад за истязание кошки (котенка). Она связала ее и не кормила и не поила ее, и даже не выпускала покормиться живностью на земле, пока она не умерла от истощения».


Из книги Ийман. Ислам Куръан.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Калит сўзлар: oxrana-prirodi-v-islame
Статьи по теме
Джабир ибн Абдуллах радияллаху анху сказал .Мы были вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он саллаллаху алайхи васаллам подошел к двум читать полностью

1871 12:00 / 03.10.2020
Передается от него же Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал Поистине, из того, что достигает правоверного из его деяний и добрых дел после смерти читать полностью

1860 14:00 / 20.10.2020
56. Передается от Ибн Умара радияллаху анху.Когда мы совершали байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о послушании и повиновении, он говорил нам читать полностью

1308 16:00 / 15.06.2020
.Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказалmdash Каждый рожденный рождается в чистой фитре в непорочном естестве, а родители делают его иудеем, или христианином или читать полностью

2959 16:00 / 09.05.2020
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью