Перейдем к деяниям Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Нам хорошо известно, что обо всех его деяниях с особой точностью рассказано в хадисах. В то же время мы знаем и то, что нашим долгом является следование его примеру. Тогда возникает вопрос: деяния, совершенные Пророком саллаллаху алайхи васаллам, являются для нас фардом или ваджибом? Являются ли эти деяния сунной, поскольку о них говорится в хадисах, или существуют другие положения? Одинаковы ли эти деяния по своей сути или различны?
В сборниках хадисов ответов на эти вопросы нет. В них есть лишь предания, описывающие деяния нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Ответы на эти вопросы дали наши ученые.
Деяния (действия, поступки) Посланника саллаллаху алайхи васаллам подразделяются на три вида:
К первому виду относятся действия Пророка саллаллаху алайхи васаллам естественного свойства, к примеру: его манера сидеть, стоять, ходить, питаться, спать и т.п. Несомненно, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал такие действия не на основе вахий, а на основе человеческой природы в силу того, каким он был сотворен Всевышним Аллахом. Подобные же действия его умма совершает также на основе своей человеческой природы. Такие действия для всех являются деяниями мубах.
Поэтому в таких действиях стремление поступать так же, как это делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам, не является обязательным (ваджиб). Однако, если какие-нибудь действия были особо оговорены и относительно них изложены специальные положения, то их следует выполнять. К примеру, в хадисах сказано о необходимости есть пищу правой рукой. Значит, мусульманин должен есть правой рукой.
Также не считаются требованиями шариата и указания Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам мирского характера, такие, как о торговле, осуществлении какого-нибудь дела, советы больному, которые он давал, основываясь не на Божественном вахий, а на личном опыте и разумении. Примеров тому много.
В битве при Бадре мусульмане во главе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам разбили стан в одном месте. Тогда Хаббаб ибн ал-Мунзир радияллаху анху подошел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и спросил: «Вы остановились здесь по повелению Аллаха или по собственному мнению, как стратегия и военный маневр?». Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил: «По своему мнению, как стратегия и военный маневр». Хаббаб радияллаху анху сказал: «Если так, то это не совсем подходящее место», и посоветовал перейти ближе к источникам воды. Войска мусульман разбили лагерь там и в ходе битвы польза этого решения стала очевидной.
Другой пример. Однажды Пророк саллаллаху алайхи васаллам, проходя по Лучезарной Медине, увидел людей, опылявших финиковые пальмы. Он спросил у них, что они делают. Те ответили, что если опылять финиковые пальмы, урожай будет богаче. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал им, дескать, если суждено быть хорошему урожаю, то так будет и без опыления. Люди прекратили опыление. Тот год выдался неурожайным. Люди пришли к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и стали сетовать на это. На что он сказал: «Вы лучше знаете ваши мирские дела».
Ко второму виду относятся действия, присущие только самому Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Такие действия были позволены исключительно Пророку саллаллаху алайхи васаллам, тогда как остальным мусульманам не разрешено их совершать. Например, соблюдение непрерывного поста (то есть без сухура — приема пищи до рассвета), брать в жены одновременно более четырех женщин и т.п. В этом случае неуместно рассуждать: «Если Пророк саллаллаху алайхи васаллам делал это, то и мне можно».
К третьему виду относятся действия, не представленные в первых двух. Такие действия отражают положения шариата, и в этом мусульмане должны следовать примеру Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Степени же обязательности таких действий — их предписанности фардом, ваджибом, сунной или мубахом определяются по различным их признакам.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.