Положения шариата, установленные хадисами, подразделяются на четыре категории:
1. Положения, подчеркивающие установленные Священным Куръаном положения (предписания).
К ним относятся хадисы, призывающие к совершению намаза, даче закàта, соблюдению поста, совершению хаджа, а также отвращающие от таких деяний, как приобщение сотоварища к Аллаху (допущение ширка), лжесвидетельство, быть проклятым (отвергнутым) родителями, убийство невиновного.
К примеру, хадис о том, что имущество мусульманина является запретным для других, за исключением случаев, когда он отдает его искренне, по своей воле, призван подчеркнуть значение аята: «И не поедайте между собой ваши имущества неверным путем»[1]. Точно так же хадис: «Обходитесь с женщинами достойно» подкрепляет несомненность аята Священного Куръана: «И живите с ними достойно»[2].
2. Положения, конкретизирующие и уточняющие общие или абсолютные положения из Куръана.
Пример конкретизации общего положения: перечислив женщин, с которыми мусульманину запрещено вступать в супружеские отношения, Всевышний Аллах далее сказал:
«И дозволено вам добиваться своими имуществами то, что за этим [все остальные женщины]»[3].
Это общее положение. Хадис же Пророка саллаллаху алайхи васаллам о том, что «мужчине нельзя жениться на женщине, если уже имеющаяся жена приходится той тетей по отцу или матери, либо дочерью ее братьев или сестер», конкретизирует вышеуказанное положение, поясняя запрет на дополнительную женитьбу на женщинах, которые имеют одну из четырех указанных категорий родства с женой мужчины.
Теперь же рассмотрим, как уточняются, определяются меры общего положения Священного Куръана. Всевышний Аллах сказал в Куръане:
«И вор, и воровка — отсекайте обоим руки»[4].
В арабском языке слово йадун (рука) обозначает часть тела от кончиков пальцев до плеча. Значит, Куръан излагает положение в общих чертах. Это общее положение Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам уточняет, поясняя, что руки вору следует отсекать в месте соединения кисти и предплечья.
3. Положения, разъясняющие общие положения из Куръана.
В Священном Куръане озвучены такие общие указания, как «совершайте намаз», «соблюдайте пост», «давайте закàт», тогда как сунна подробно разъясняет, каким образом следует совершать намаз, давать закàт, совершать хадж и выполнять другие подобные поклонения (ибадаты)[5].
4. Положения, упомянутые в сунне, но не указанные в Куръане.
К примеру, забрасывание камнями прелюбодея, имеющего семью, в Куръане не упомянуто, но введено сунной. Точно так же сунной введены такие положения, как вынесение решения на основании свидетельства одного человека и на клятве, харамность для мужчин ношения одежды из шелка и золотых изделий, дача милостыни в честь окончания Рамадана (садакатул фитр)[6].
[1] Сура «Бакара», аят 188.
[2] Сура «Ниса», аят 19.
[3] Сура «Ниса», аят 24.
[4] Сура «Маида», аят 38.
[5] Ибадат (عبادة) — досл. «рабство», «быть рабом», а также «покориться», «повиноваться», «выражать готовность в подчинении и выполнении повелений»; проявление своего рабства — совершение благих деяний ради сближения с Аллахом, то есть поклонение Аллаху. Ибадат — поклонение состоит из трех уровней: 1. Совершать ибадат Аллаху, надеясь на благое воздаяние от Него и боясь Его мук; 2. Совершать ибадат Аллаху, чтобы облагородиться поклонением Ему; 3. Совершать ибадат Аллаху за то, что Он является Единственным достойным ибадата Господом.
[6] Садакатул фитр (صدقة الفطر) — садака (милостыня), даваемая по случаю выхода из Рамадана к фитру (отсутствие поста). Садакатул фитр был введен в действие во втором году хиджры. Садака (صدقة) — досл. «подтверждение»; милостыня, которая подтверждает ийман (веру) человека, посему и названа садакой. Подношение, пожертвование чем-либо ради получения саваба (вознаграждения) от Аллаха.
Из книги «Хадисы и Жизнь» 1-том. Введение.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.